Как выявить нарушения слуха в раннем возрасте, особенности лечения тугоухости у детей

Вы пришли за важной информацией и сейчас поговорим о Разновидности и степени тугоухости у детей и лечение заболевания. Может быть в Вашем случае это было иначе, но расскажем как это бывает обычно. Внимание, всегда перед назначением себе диагнозов или лекарств/лечения нужно консультироваться у профессиональных специалистов в своей области и не заниматься самолечением. Конечно же на самые простые вопросы, можно быстро найти ответ и продиагностировать себя дома. Пишите свои пожелания в комменты, вместе мы улучшим и дополним качество предоставляемого материала.

Функции каждого отдела уха

  • Раковина наружного уха улавливает и проводит звуковые волны.
  • Колебания проходят через наружный слуховой канал.
  • Воспринимает звуковые волны барабанная перепонка.
  • Вибрации передается молоточку, наковальне и стремечку (косточкам среднего уха).
  • Стремечко проводит волны к внутреннему уху.

В улитке внутреннего уха расположен орган, преобразующий колебательные движения в нервные импульсы. От него отходит нервный пучок в головной мозг, где в слуховой зоне электрические сигналы распознаются как звуки. Нарушение проводящей функции любого отдела уха может привести к тугоухости.

Снижение слуха у малыша затрудняет развитие речи, общение с детьми и взрослыми. Родители могут определить, развивается ли тугоухость у ребенка, с помощью приемов речевой аудиометрии. Методика позволяет приблизительно оценить, как далеко зашло нарушение слуха. Если расстройство имеется, то обращаются к врачу, чтобы получить больше информации о симптомах, диагностике и лечении тугоухости.

Выявление нарушений слуха у детей

Речевая аудиометрия — способ определения индивидуального восприятия слуха. Основан на сообщениях испытуемого о том, слышит ли он подаваемые сигналы или нет. Результаты применения метода во многом зависят от словарного запаса ребенка. Способ не подходит для определения нарушений восприятия речи у детей раннего возраста, не умеющих разговаривать.

Самые очевидные признаки и симптомы тугоухости у детей грудного возраста:

  • младенец не поворачивается лицом к тому, кто разговаривает;
  • ребенок не вздрагивает при резких звуках;
  • малыш не лепечет, не смеется.

При ослаблении слуха у ребенка следует немедленно обратиться за консультацией к детскому отоларингологу и сурдологу. Второй специалист — это врач, диагностирующий и занимающийся коррекцией различных нарушений слуха. Специалисты выполнит необходимые исследования и расскажут, как лечить заболевание.

Малыш в возрасте 1–2 года, у которого развивается тугоухость, предпочитает смотреть мультфильмы с громко включенным звуком. Ребенок часто переспрашивает, говорит: «Что?», поворачивается к источнику звука тем ухом, которым лучше слышит. У больного школьника снижается успеваемость, учителя могут пожаловаться на его невнимательность. Такой ребенок обычно сам общается громко, но затихает и сосредоточенно смотрит на губы собеседника при его ответах.

Проверка слуха ребенка в домашних условиях:

Вы доверяете врачам и их назначениям?
Да
16.37%
Нет
13.99%
Доверяю, но проверяю все лекарства на отзывы в интернете от людей которые уже опробовали и только тогда начинаю принимать.
53.27%
Да, но только назначениям и врачам из платных клиник.
16.37%
Проголосовало: 336
  • Испытуемому предлагают сесть на стул в центре комнате, максимально изолированной от посторонних звуков.
  • Оотходят от ребенка на 2 метра, произносят шепотом фразу, состоящую из 8–9 понятных ребенку слов.
  • Отдаляются от малыша на расстояние 5–6 метров, негромко и четко произносят несложные словосочетания.
  • Спрашивают в каждом случае, что слышит ребенок.

Профессиональная диагностика позволяет определить наличие и разновидность патологии. Отоларинголог и сурдолог пользуются для проверки слуха различными методами аудиометрии. Специалисты определяют степени распознавания речи в децибелах и тип тугоухости. Для выяснения слышимости тонов различной интенсивности и частоты применяется тональная аудиометрия. Наиболее достоверный метод определения недостатков слуховой чувствительности у пациентов — компьютерная аудиометрия.

Нейросенсорная тугоухость (сенсоневральная)

Развивается при повреждении чувствительных клеток внутренней части органа слуха. Среди основных причин — серьезные инфекционные заболевания (корь, свинка, краснуха, герпес). Ототоксическим эффектом обладают некоторые антибиотики в сочетании с фуросемидом, аспирином. Вирусы могут вызывать острую нейросенсорную тугоухость у детей. При врожденной форме дефекта не происходит формирование чувствительного аппарата внутреннего уха.

Причины врожденной сенсоневральной тугоухости у детей:

  • внутриутробные инфекции: краснуха, хламидиоз, сифилис;
  • рождение от матери, злоупотребляющей алкоголем, принимающей наркотики;
  • врожденные пороки развития;
  • недоношенность;
  • синдром Дауна.

При нейросенсорной тугоухости первой степени звуки окружающего мира воспринимаются, но ограниченно. Ребенок может ощущать постоянный шум в ушах. На протяжении многих лет происходит ухудшение слуха.

Лечат тугоухость с помощью лекарств, улучшающих функции внутреннего уха. Тяжелые степени заболевания практически не поддаются исправлению, необходимо пожизненно пользоваться слуховым аппаратом. Современные приборы позволяют малышам лучше слышать. Они учатся понимать речь и говорить в соответствии с возрастом.

Правильно подобранные слуховые аппараты помогают предотвратить отклонения в развитии детей, которые неизбежно возникают при развитии глухоты. Есть мини-системы, разработанные специально для маленьких ушей ребенка.

Проверка слуха ребенка в домашних условиях:

Дают ли инвалидность

В рамках российского законодательства установлено, что детям присваивается инвалидность третьей степени, если у них диагностирована тугоухость третьей или четвертой степени на оба уха или на одно ухо, которое слышит лучше.

Физиотерапевтическое

Физиотерапия применяется в совокупности с медикаментозным лечением. Эффективными процедурами при тугоухости считаются иглотерапия, магнитотерапия и фоноэлектрофорез.

Использование фоноэлектрофореза способствует ускоренному попаданию медикаментозных веществ к поврежденным участкам слуховых органов и увеличению периода действия лечебного эффекта. Данная терапия улучшает обмен веществ во внутреннем ухе и благоприятно воздействует на биологически активные точки наружного уха.

Применение иглотерапии направлено на уменьшение или устранение ушных шумов, улучшение общего состояния больного. Данный метод не рассчитан на восстановление слуховой функции.

Магнитотерапия основана на воздействии на органы слуха переменным магнитным полем. В ходе процедуры улучшается кровообращение в головном мозге, оказываются обезболивающее, антифлогистическое и противоотечное действие.

Функциональное

Основным методом функционального лечения являются различные виды массажа органов слуха. При воспалительных процессах возможно повреждение барабанной перепонки и слуховых косточек, снижение их подвижности. В данном случае применяется пневмомассаж барабанной перепонки, который устраняет эти явления.

Наследственная

Наследственная тугоухость является следствием генетических мутаций, что делает возможным ее переход по наследству от родителей к детям. В большинстве случаев болезнь проявляется в первые годы жизни ребенка, при этом степень тяжести варьируется от легкой и умеренной до умеренно-тяжелой и глубокой. Тугоухость может сопровождаться наличием проблем с развитием речи.

В случаях, когда заболевание передается на генетическом уровне от родителей детям, не предусмотрен специальный курс лечения. По этой причине для таких детей предусмотрены программы обучения в специализированных реабилитационных центрах.

Если у ребенка присутствуют необратимые дефекты или повреждения слуховых рецепторов, то стандартные протезы, используемые при слухопротезировании, оказываются бесполезными. В данном случае применяются кохлеарные импланты: в улитке уха устанавливается электрод, а речевой процессор — снаружи головы. Устройство преобразует получаемую звуковую информацию в электрические импульсы, поступающие напрямую в головной мозг. Установление данных имплантов возможно при отсутствии повреждений спирального ганглия, слуховых центров, слухового нерва и проводящих путей.

Кондуктивная тугоухость у маленьких пациентов

Такая форма заболевания, как кондуктивная, является нарушением, распространяющимся в области внешнего уха, косточек среднего уха и барабанной перепонки. В такой ситуации специалисты выделяют первую и вторую степени ухудшения слуха.

Читайте также:  Что значить если полость матки не дифференцируется

Причинами появления кондуктивного типа, как правило, становятся:

  • серная пробка;
  • травматические нарушения барабанной перепонки;
  • процессы воспаления в ухе;
  • сильное воздействие шума;
  • в полости среднего уха разрастается косточка.

Диагностика проблем со слухом на самых первых стадиях дает возможность предотвращения глухоты и прочих опасных осложнений. Терапию данного заболевания должен осуществлять квалифицированный специалист, способный подобрать индивидуальный подход к такой проблеме и курс лечения.

Тугоухость у ребенка – это состояние, характеризующееся прогрессирующим или стойким снижением слуха. Заболевание может диагностироваться у ребенка в любом возрасте, даже у новорожденных. В настоящее время известно очень много предрасполагающих факторов, которые приводят к снижению звукового восприятия. Все они подразделяются на несколько крупных групп и определяют особенности протекания патологии.

Характеристика тугоухости у ребенка представлена ниже.

Любая форма болезни отличается отсутствием реакции на звук, исходящий от игрушек, на шепот или голос матери. Помимо прочего, в клинической картине имеются расстройства психического и речевого развития. Особенность диагностики – это проверка детским врачом-отоларингологом, основывается она на проведении определенных мероприятий посредством специального набора инструментов. Кроме установления верного диагноза они имеют целью определение этапа тугоухости. С опорой на этиологический фактор терапия может быть физиотерапевтической, медикаментозной и хирургической. Зачастую лечение требует комплексного подхода.

Классификация данного заболевания

Тугоухость у ребенка отличается неполной потерей слуха, при которой пациент воспринимает звуки довольно неразборчиво. Врачи отмечают четыре степени тугоухости. Речь в зависимости от усиления степени становится все менее понятной. Последняя степень находится на границе с полной утратой слуха.

Заболевание делится по длительности:

  • острое – слух ухудшается постепенно, с начала этого процесса прошло не больше месяца; возникает в большинстве случаев в результате травмы или инфекции;
  • внезапное течение – появляется очень быстро, вплоть до пары часов;
  • подострое – со времени ухудшения слуха прошло от одного до трех месяцев;
  • хроническое – пациент болеет дольше трех месяцев; эта стадия поддается терапии хуже всего.

По месту воспаления слухового анализатора классифицируют тугоухость:

  • невральную;
  • кондуктивную;
  • смешанную;
  • сенсорную;
  • нейросенсорную.

Если тугоухость у ребенка развивается лишь в одном ухе, это означает, что болезнь отличается односторонним характером. Двусторонняя – при наличии патологии в обоих ушах.

Нейросенсорная тугоухость у детей

Такая форма патологии является соединением неврального и сенсорного типа. Воспалению могут подвергаться и один, и одновременно несколько отделов: слуховой нерв, внутреннее ухо. Чаще всего такая разновидность тугоухости у ребенка развивается из-за травм, которые были получены в процессе родов и при воздействии вирусов или токсинов.

Такая патологическая форма чаще всего бывает у детей, около 91 % случаев. В семи процентах ситуаций выявляются кондуктивные дефекты. Меньше всего встречается смешанная тугоухость.

Диагностика проблем со слухом на самых первых стадиях дает возможность предотвращения глухоты и прочих опасных осложнений. Терапию данного заболевания должен осуществлять квалифицированный специалист, способный подобрать индивидуальный подход к такой проблеме и курс лечения.

Исследование слуха шёпотной и разговорной речью

У старших детей, начиная с 4-5 лет, для исследования слуха используют те же методы, что и у взрослых. Однако и в этом случае необходимо учитывать некоторые особенности детского возраста.

Так, исследование слуха шёпотной и разговорной речью — весьма простое, при этом необходимо соблюдать точные правила его проведения для получения правильного суждения о состоянии слуховой функции ребёнка. Знание именно этого метода для педиатра особенно важно, так как оно может быть проведено им самостоятельно, а выявление какой-либо потери слуха — уже основание для направления к специалисту. Кроме того, следует учитывать некоторые особенности психологического характера детей при исследовании данной методикой.

Прежде всего очень важно, чтобы между врачом и ребёнком возникло доверие, так как иначе он не станет отвечать на вопросы. Лучше придать диалогу характер игры с вовлечением в неё одного из родителей. Сначала можно, обращаясь к ребёнку, в какой-то степени заинтересовать его, например, таким вопросом: «Интересно, услышишь ли ты то, что я сейчас скажу очень тихим голосом». Обычно дети искренне радуются, если могут повторить слово, и охотно вовлекаются в процесс исследования. И, наоборот, огорчаются или замыкаются в себе, если не слышат слова с первого раза. Именно поэтому у детей необходимо начинать исследование с близкого расстояния, лишь потом его увеличивая. Второе ухо обычно заглушают для исключения переслушивания. У взрослых всё обстоит просто: применяют специальную трещотку. У детей её использование обычно вызывает испуг, поэтому заглушение вызывают надавливанием на козелок с его поглаживанием, это лучше делать родителям. Предлагаемые для повторения слова не произвольные, так как в норме, если преобладают высокие фонемы, они слышны лучше и с большего расстояния. С этой точки зрения лучше использовать специальные таблицы, содержащие сгруппированные слова по признаку тональности и подобранные с учётом интересов и интеллекта ребёнка.

Остроту слуха определяют расстоянием, с которого эти слова воспринимаются уверенно (высокие тоны до 20 м шёпотной речи, низкие — с 6 м). Слова произносят благодаря резервному воздуху (остающемуся в лёгких после обычного выдоха), для обеспечения приблизительно одинаковой интенсивности звука, многократно, до полного повторения.

Исследование слуха с помощью шёпотной и разговорной речи с использованием таблиц, составленных из слов с преимущественно низкими и высокими тонами, уже даёт врачу некоторые возможности для дифференциальной диагностики поражения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата. Большие возможности представляет вполне доступное для педиатра исследование слуха с помощью камертонов. Камертоны были изобретены в начале XVIII в. как музыкальные инструменты. Они представляют источники чистого низкого или высокого тона. Классический набор камертонов даёт возможность исследовать слух по всей слышимой тонскале от 16 до 20 000 Гц. Однако для практических целей вполне достаточно использовать два камертона: низкочастотный и высокочастотный. Низкочастотным камертоном исследуют слух через воздух (воздушная проходимость) и через кость, устанавливая его на сосцевидный отросток (костная проводимость). Высокочастотный камертон используют только для определения слуха через воздух. Это связано с тем, что в норме воздушная проводимость в два раза длиннее костной, а высокочастотные звуки с малой амплитудой легко огибают головку ребёнка при исследовании, попадая в другое ухо (переслушивание вторым ухом). Именно поэтому исследование слуха через кость высокочастотным камертоном может дать ложноположительный результат. С 4-5-летнего возраста ребёнок хорошо понимает, что от него хотят, и обычно даёт достоверные ответы. Камертон приводят в движение сжатием его бранш или их лёгким ударом, длительность звучания определяют данными паспорта камертона. При исследовании обе бранши камертона располагают в плоскости ушной раковины, для исключения адаптации время от времени его отводят и вновь приближают к уху. Снижение длительности восприятия камертона с низкими тонами свидетельствует о поражении звукопроведения с высокими тонами — эвуковосприятия. Это важный вывод, который может сделать врач. Однако использование камертона (Сш) для восприятия его через воздух и кость значительно расширяют наши возможности в этом отношении.

Читайте также:  Сколько по времени длится действие миролют ?

Для лучшего понимания сложных взаимоотношений воздушного и костного проведения необходимо помнить следующее: если ребёнок плохо слышит звук при воздушном проведении, это может быть связано с двумя вариантами. Первый: если есть заболевания, нарушающие проведение звука (серная пробка, перфорация барабанной перепонки, разрыв цепи слуховых косточек и др.). Однако если звукопроводящий аппарат сохранен и хорошо проводит звук, а пострадали лишь рецепторные клетки (второй вариант), результат будет таким же: ребёнок будет плохо слышать, воздушное проведение укорачивается.

Таким образом, снижение воздушного проведения может свидетельствовать о поражении звукопроводящего или звуковоспринимающего аппарата.

Иначе обстоит дело с костным проведением. Заболеваний, сопровождающихся снижением костного проведения, практически не существует, поэтому укорочение костного проведения может быть связано только с поражением звуковоспринимающего аппарата. Таким образом, величина костного проведения — характеристика состояния рецепторной функции. Исходя из этих концепций, легко понимают опыт Ринне, при котором сравнивают воздушное и костное проведение. В норме ребёнок слышит через воздух приблизительно в два раза лучше, чем через кость, например, через воздух — 40 с, а через кость — 20 с, это обозначают как положительный Ринне. Укорочение восприятия через воздух (например, на 30 с) при сохранении его восприятия через кость (или даже некотором удлинении) свидетельствует о поражении звукопроводящего аппарата (Ринне становится отрицательным). Одновременное укорочение костного и воздушного проведения свидетельствует о заболевании звуковоспринимающего аппарата (Ринне остаётся положительным). Теперь понятен и опыт Швабаха, при котором сравнивают костное проведение у ребёнка и у врача (естественно, если у последнего нормальный слух). «Укороченный» Швабах свидетельствует о поражении звуковоспринимающего аппарата. Эти опыты легкодоступны для проведения педиатром и могут дать принципиально важные для дальнейшей судьбы ребёнка сведения о состоянии его слуха.

Материнский анамнез

Большую роль для первоначального суждения о состоянии слуха ребёнка с подозрением на наследственную тугоухость играет материнский анамнез. При опросе родителей ребёнка в возрасте до 4 мес выясняют: пробуждают ли спящего неожиданные громкие звуки, вздрагивает он или плачет: для этого же возраста характерен рефлекс Моро. Он проявляется разведением и сведением рук (рефлекс обхватывания) и вытягиванием ног при сильном звуковом раздражении.

Для ориентировочного выявления нарушений слуха используют врождённый сосательный рефлекс, происходящий в определённом ритме (аналогично глотанию). Изменение этого ритма при звуковом воздействии обычно улавливает мать, это свидетельствует о наличии слуха у ребёнка. Конечно, все эти ориентировочные рефлексы лучше определяют родители. Данные рефлексы характеризуются быстрым угасанием, это означает, что при частом повторении рефлекс может перестать воспроизводиться; от 4 до 7 мес ребёнок обычно делает попытки поворачиваться к источнику звука, то есть уже определяет его локализацию, в 7 мес он дифференцирует определённые звуки, реагирует, даже если не видит источника, к 12 мес начинаются попытки речевых ответов (гуление).

Факторы риска играют чрезвычайно важную роль в ранней диагностике тугоухости, а следовательно, в начале лечения или сурдообучения. Следует отметить, тугоухость и глухоту среди новорождённых отмечают в среднем в 0,3%, а в группах риска она повышается почти в 5 раз.

Метод безусловных реакций

Первая группа таких методов проста, но, к сожалению, весьма неточна. Определение слуха основано на возникновении безусловных рефлексов в ответ на звуковое раздражение. По самым разнообразным реакциям (учащению сердцебиения, частоты пульса, дыхательных движений, двигательным и вегетативным ответам) косвенно судят, слышит ребёнок или нет. Некоторые научные исследования показывают, что даже плод приблизительно с 20 нед реагирует на звуки, изменяя ритм сердечных сокращений. Весьма интересны данные, предполагающие, что эмбрион лучше слышит частоты речевой зоны. На этом основании делают вывод о возможной реакции плода на речь матери и начале развития психоэмоционального состояния ребёнка ещё в период беременности.

Основной контингент применения метода безусловных реакций — новорождённые и дети грудного возраста. Слышащий ребёнок должен реагировать на звук сразу же после рождения уже в первые минуты жизни. Для исследования применяют разные источники звука: звучащие, предварительно калиброванные шумомером игрушки, трещётки, музыкальные инструменты, простые приборы — звукореактометры, иногда узкополосный и широкополосный шум. Интенсивность звука различна, общий принцип заключается в том, что чем старше ребёнок, тем меньшая интенсивность звука необходима для выявления реакции. Так, в 3 мес реакцию вызывают интенсивностью 75 дБ, в 6 мес — 60 дБ, в 9 мес для появления реакции у слышащего ребёнка уже достаточно 40-45 дБ. Очень важно правильное проведение и верная трактовка результатов методики: исследование нужно проводить за 1-2 ч до кормления, поскольку позднее реакция на звуки понижается. Двигательная реакция может быть ложной, то есть не на звуки, а просто на приближение врача или движения его рук, поэтому следует делать каждый раз некоторые паузы. Для исключения ложноположительных реакций достоверным можно считать двукратный или троекратный одинаковый ответ. От многих ошибок при определении безусловной реакции избавляет использование специально оборудованной для исследования слуха детской кроватки.

Самые распространенные и изученные виды безусловных ответов — кохлеопальпебральный (мигание в ответ на звуки) и кохлеопаппилярный рефлекс (расширение зрачка), двигательные ориентировочные рефлексы, нарушение ритма торможения сосательного рефлекса. Некоторые ответные реакции можно объективно зарегистрировать, например, изменение просвета сосудов (плетизмография), ритм биения сердца (ЭКГ) и т.д. Каковы же положительные стороны этой группы методов. Они просты, доступны в любых условиях и поэтому могут быть широко использованы во врачебной практике неонатолога и педиатра. Однако следует учитывать и их недостатки. Во-первых, необходима высокая интенсивность звука и точное соблюдение правил исследования для исключения ложноположительных ответов, главным образом при односторонней тугоухости. Таким образом, можем выяснить лишь один вопрос: слышит ли ребёнок (без характеристики степени тугоухости и её характера). Хотя и это исключительно важно. С помощью данной методики можно попытаться определить способность к локализации источника звука, в норме развивающуюся у детей уже с 3-4 мес.

Группу методов безусловных рефлексов можно широко применять в практической работе для скрининговой диагностики, особенно в группах риска. При возможности всем новорождённым и грудным детям в родильном доме желательно проведение подобных исследований и консультаций, но обязательными их считают только для так называемых групп риска по тугоухости и глухоте. К ним относят:

  • причины, влияющие на слуховую функцию плода в период беременности (врождённая тугоухость и глухота); токсикоз, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, нефропатия, опухоли матки, заболевания матери во время беременности, прежде всего краснуха, грипп, лечение ототоксическими препаратами;
  • патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные с наложением щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты и т.д;
  • патологию раннего неонатального периода: гипербилирубинемия, связанная с гемолитической болезнью новорождённых, недоношенность, врождённые пороки развития и т.д.;
  • в грудном и раннем детском возрасте факторы риска: перенесённый сепсис, лихорадочное состояние после родов, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, грипп), менингоэнцефалит, осложнения после прививок, воспалительные болезни уха, черепно-мозговые травмы, лечение ототоксическими препаратами и т.д.

Метод условно-рефлекторных реакций

Вторая группа методов основана на использовании условно-рефлекторных реакций. Для этого предварительно необходимо выработать ориентировочную реакцию не только на звук, но и на другой раздражитель, подкрепляющий звуковой. Так, если сочетать кормление с сильным звуком (например, звонком), то через 10-12 дней сосательный рефлекс будет возникать уже только в ответ на звук.

Читайте также:  Метадоксил — итальянское средство от алкоголизма

Существуют многочисленные методики, основанные на этой закономерности, меняется лишь характер подкрепления. Иногда в качестве него используют болевые раздражители, например, звук сочетается с уколом или направлением сильной воздушной струи в лицо. Такие подкрепляющие звук раздражители вызывают оборонительную реакцию (довольно устойчивую) и используются главным образом для выявления аггравации у взрослых, но не могут быть применимы у детей из гуманных соображений. В связи с этим у детей используют модификации условно-рефлекторной методики, основанные не на оборонительной реакции, а наоборот, на положительных эмоциях и естественном интересе ребёнка. Иногда в качестве такого подкрепления используют пищу (конфеты, орехи), однако это не безвредно, особенно при большом количестве повторений, когда нужно выработать рефлексы на разные частоты. Именно поэтому такой вариант более применим для дрессированных животных в цирке. Основной метод, сейчас применяемый в клинике, — игровая аудиометрия, где в качестве подкрепления используют естественную любознательность ребёнка. В этих случаях звуковое раздражение сочетают с показом картинок, слайдов, видеофильмов, движущихся игрушек (например, железной дороги) и т.д.

Схема методики: ребёнка помещают в звукозаглушённую и изолированную камеру. На исследуемое ухо надевают наушник, соединённый с каким-либо источником звука (аудиометром). Врач и записывающая аппаратура находятся вне камеры. В начале исследования в ухо подают звуки высокой интенсивности, ребёнок их заведомо должен услышать, руку ребёнка кладут на кнопку, которую при подаче звукового сигнала нажимает мама или помощник. Через несколько упражнений ребёнок обычно усваивает, что сочетание звука с нажатием на кнопку приводит либо к смене картинок, либо к продолжению демонстрации видеофильма, иначе говоря — к продолжению игры — и уже нажимает кнопку самостоятельно при появлении звука.

Постепенно интенсивность подаваемых звуков снижается. Таким образом, условно-рефлекторные реакции дают возможность выявить:

  • одностороннюю тугоухость;
  • определить пороги восприятия;
  • дать частотную характеристику расстройств слуховой функции.

Исследование слуха данными методами требует определённого уровня интеллекта и понимания со стороны ребёнка. Многое зависит и от умения наладить контакт с родителями, квалификации и умелого подхода к ребёнку со стороны врача. Однако все усилия оправданы тем, что уже с трёхлетнего возраста во многих случаях удаётся провести исследование слуха и получить полноценную характеристику состояния его слуховой функции.

Пороги воздушного проведения определяют с помощью подачи звука через наушники. при исследовании костного проведения на область сосцевидного отростка устанавливают специальный вибратор. Точное определение костного проведения усложняется тем, что звук достигает через кости черепа обоих лабиринтов, кроме того, часть звуков попадает и в наружный слуховой проход. При большой разнице в слухе может возникать переслушивание лучше слышащим ухом, и врач получает ложные данные. Для исключения этого используют заглушение лучше слышащего уха, как бы маскируют его специально подаваемым интенсивным шумом. Это следует делать обязательно для исключения серьёзных диагностических ошибок, искажающих общую картину слуха ребёнка. Данные, полученные при тональной аудиометрии, регистрируют на аудиограмме общепринятыми символами: правое ухо (о-о-о), левое ухо (х-х-х), воздушная проводимость сплошной линией, а костная пунктиром.

Сенсорная

При сенсорной тугоухости изменяется анатомия улитки внутреннего уха. Она представляет собой костный канал в виде спирали, сужающийся к концу. Он заполнен жидкостью, а внутри расположены волоски, которые передают слуховой сигнал к нерву и далее в мозг. Тугоухость возникает из-за приобретённого или врождённого нарушения волосков улитки. Появляется 1 степень снижения слуха или глухота.

Смешанная

Смешанный вид возникает при сочетании кондуктивной и сенсоневральной тугоухости. При данной форме снижения слуха лечение комплексное, включающее медикаментозную терапию и использование слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов.

Невральная

При невральной тугоухости поражается слуховой нерв или слуховой отдел мозга, и импульсы, поступающие от уха, не передаются или не обрабатываются. Сюда относят и слуховую нейропатию, когда не синхронизированы возбуждения в волокнах слухового нерва, повреждены улитка или слуховой нерв. В некоторых случаях поражение возникает в нескольких отделах.

Классификация

По длительности болезни выделяют:

  • Внезапно возникшее снижение слуха. Развивается за несколько часов.
  • Острое. От момента ухудшения слуха прошло не более 28 дней. Развивается из-за инфекционных болезней, нарушений кровообращения или травм.
  • Подострое. Человек болен 1–3 месяца.
  • Хроническое. Заболевание возникло более трёх месяцев назад. Как правило, хуже остальных поддаётся лечению.

В зависимости от места повреждения слухового анализатора (ухо, нерв и слуховые центры головного мозга) выделена классификация тугоухости, включающая:

  • кондуктивную;
  • сенсорную;
  • невральную;
  • сенсоневральную (нейросенсорную);
  • смешанную.

Аномалия затрагивает одно или оба уха. Развивается односторонняя или двусторонняя патология соответственно.

Периферические нарушения (первые два вида) распространяются на ухо или слуховой нерв, центральные обусловлены поражением или недоразвитием центров слуха головного мозга. В последнем случае снижения слуха нет. Трудности возникают с обработкой звуковой информации: её обнаружением, различением, узнаванием, запоминанием. Человек не понимает, что он услышал.

Кондуктивный вид характеризуется нарушением структуры внешнего уха, барабанной перепонки или косточек среднего уха (молоточка, наковальни, стремечка). Слух снижается до 1 или 2 степени. Первоисточниками часто становятся серная пробка, отиты, повреждения барабанной перепонки, отосклероз (разрастание кости среднего уха), воздействие шума.

Тугоухость у ребенка.

Тугоухость — это снижение слуха, при котором затрудне но общение с окружающими людьми. Тугоухость у ребенка, как правило, приводит к задер жке психоречевого развития , ведь он учится говорить, подражая услышанному, а «недослышанные» слова приводят к речевым дефектам.

Чем больше снижен слух, тем грубее задержка психоречевого развития.

Поэтому детям с тугоухостью для нормального развития важно:

  • Выявить причину тугоухости.
  • Устранить, либо оказать лечебное воздействие на саму причину тугоухости.
  • При необходимости подобрать слуховой аппарат.
  • А также оказать комплексное воздействие на задержку развития речи.

Кондуктивная тугоухость у ребенка

Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость у ребенка

Снижение слуха вызвано поражением слухового анализатора нервной системы: поражением улитки (органа слуха) или слухового нерва, проводящих путей и зон слуха головного мозга. Причина нейросенсорной тугоухости чаще всего кроется в родовой травме, глубокой недоношенности, гидроцефалии, перинатальной патологии, ишемическом поражении центральной нервной системы.

Улитка (орган слуха) часто страдает при применении ототоксичных антибиотиков — аминогликозидов (гентамицин, стрептомицин, канамицин, амикацин, мономицин и пр.).

У детей с гидроцефалией как правило страдают проводящие пути (демиелинизация) и улитка «слышит» звуки, но они «не доходят» до головного мозга по поврежденным проводящим путям. При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление так же давит на слуховой нерв, проводящие пути и на зоны слуха коры головного мозга, препятствуя их нормальной работе.
Недостаток кислорода во время беременности и родов приводит к гипоксически-ишемическому поражению зон слуха в коре головного мозга.
При родовой травме шейного отдела позвоночника нарушается нормальный ток крови по позвоночным артериям, в результате чего страдает кровоснабжение улитки и слухового нерва.
У многих детей тугоухость смешанная. То есть в родах пострадала и нервная система и есть например хронический отит.

Причины тугоухости

Поэтому детям с тугоухостью для нормального развития важно:

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Теоритическая помощь в медицине