Что можно одеть когда на улице 16 будет 13°

Наш сайт о том как стать богатым и счастливым.

Самая трудная тема, о которой не любят говорить дизайнеры, это мода для подростков.
То, что любят носить подростки не укладывается в дизайнерские понятия о красоте и гармонии, они ненавидят эти вещи, но приходится что-то шить для этой группы населения, не ходить же им голыми?
Я сама на данный момент мать подростка, нашей младшей 14 лет, у меня это как бы вторая серия, старшая благополучно этот возраст миновала.
Я не буду про то как раздражает слышать её вопли на любое моё замечание, как она забывает чистить зубы и мыться, как лень ей вообще делать всё!
Больше всего конечно она занята сейчас отнюдь не учёбой, а внешним видом!
В школах здешних разрешают красится и уж они стараются.
Часто вижу девиц этого периода с густо накрашенными ресницами, на щёки которых ссыпалась дешёвая тушь, цветной лак на пальцах с заусеницами облуплен и обгрызен, волосы выглядят ужасно, от гормонов они ведь жирнятся через пол часа, пацаны в этом возрасте выглядят ещё хуже, полбанки геля на голове, прыщи, вытянутые шеи и у обоих полов абсолютное безумие во взгляде!
Как пережить нам этот возраст?!

С одеждой подростков это мука!
Им не нравится и не подходит взрослая одежда, а то что носят они не нравится нам. Как быть?
Нужно помнить, что для подростка важно быть таким как ВСЕ!
Принадлежать к группе, быть принятым в неё и ни в коем случае не быть обсмеянным.
Даже если вы купите ему очень дорогую вещь, но ту, которую не носят ровесники, он её никогда не оденет!
Кроме того, если вы заставите его это сделать, то это значит пережить личную трагедию!
Мой братишка был подростком и 1 января у него день рождения, я была уже взрослой, у нас 7 лет разница, и мы с мамой решили купить ему на день Рождения часы.
Ну кроме всего и Новый Год, решили порадовать пацана, спросили его:
— Какие часы ты хочешь?
-Casio, электронные, пластмассовые, чёрные, — ответил он, и мы отправились за подарком.
В те годы такие вещи продавались в комиссионках.
Пришли мы в комиссионный магазин, стоим выбираем, продавец спрашивает, что мы ищем мы ответили, что часы.
Он посмотрел на нас видит, мы платёжеспособны и говорит:
— Зачем вы будете брать эту гонконговскую дрянь, вот посмотрите, настоящие швейцарские Omega, с хрустальным стеклом, отличным браслетом, это настоящая вещь!
Мы посмотрели, действительно, эти часы рядом с Касио смотрелись как Ягуар рядом с Запорожцем, мы купили Омегу и довольные отправились домой.
Что сказать, бедный мой брат, весь день рождения он проплакал!
-На фига мне эти?! Я же просил Касио, у всех Касио!
Мы убеждали его, что эти гораздо лучше и дороже, он был безутешен.
Потом он разбил их катаясь на скейтборде и не грамма не пожалел!
Сейчас конечно вспоминать об этом смешно, но ведь была драма!

Самая трудная тема, о которой не любят говорить дизайнеры, это мода для подростков.
То, что любят носить подростки не укладывается в дизайнерские понятия о красоте и гармонии, они ненавидят эти вещи, но приходится что-то шить для этой группы населения, не ходить же им голыми?
Я сама на данный момент мать подростка, нашей младшей 14 лет, у меня это как бы вторая серия, старшая благополучно этот возраст миновала.
Я не буду про то как раздражает слышать её вопли на любое моё замечание, как она забывает чистить зубы и мыться, как лень ей вообще делать всё!
Больше всего конечно она занята сейчас отнюдь не учёбой, а внешним видом!
В школах здешних разрешают красится и уж они стараются.
Часто вижу девиц этого периода с густо накрашенными ресницами, на щёки которых ссыпалась дешёвая тушь, цветной лак на пальцах с заусеницами облуплен и обгрызен, волосы выглядят ужасно, от гормонов они ведь жирнятся через пол часа, пацаны в этом возрасте выглядят ещё хуже, полбанки геля на голове, прыщи, вытянутые шеи и у обоих полов абсолютное безумие во взгляде!
Как пережить нам этот возраст?!

Бедно одетый, с большого бодуна, мужик заходит в шикарный ресторан.
Садится за столик и подзывает официанта. Официант презрительно:
— Что будем кушать?
— Большой соленый огурец, пожалуйста.
Официант еще более презрительно:
— А что будем пить?
— Выжмите этот огурец в рюмочку!

будем огурец → Результатов: 1

Марик Фарбер самый рыжий из моих приятелей. Его шевелюра похожа на солнце над Карибским морем в ясный день за пятнадцать минут до заката. Мы познакомились еще во время вступительных экзаменов в университет и с тех пор наши жизни шли параллельными курсами, но близкими друзьями мы так никогда и не стали. Может быть потому что в любом, пусть самом пустяковом, деле ему обязательно нужно быть первым и лучшим, а я соревноваться не люблю.

Однажды Марик заметил, что почти все его соперники и родственники уже находятся по ту сторону границы, и тоже решил перебираться. Выбрал для себя США как страну с самыми широкими возможностями по части конкуренции. Широко разрекламированные трудности эмиграции его не пугали за исключением английского языка. С языком была просто беда. В школе Марик учил французский, в университете – английский. Научную литературу читал естественно на английском. Помнил много терминов, но не знал как спросить где туалет. А если бы спросил, то никогда не понял бы ответ. Его жена Жанна учила в школе и институте английский, но за много лет неупотребления совершенно забыла. Нужно было принимать срочные меры, а именно найти хорошего частного преподавателя. Понятно, Марик был согласен только на лучшего и такого, который был бы и носителем языка. Но ни англичан, ни американцев, ни даже канадцев или австралийцев в нашем городе не было. Поэтому носителем языка в его версии оказалась энергичная немного за 30 дама по имени Марина, прожившая пять лет в Индии. Логика в таком выборе была: английский там, как известно, является одним из разговорных языков. Правда, если быть совсем точным, не английский, а индийский английский, что не совсем одно и то же. Но тогда Марик этого не знал.

После первого урока Марик поделился с Жанной своими сомнениями. Во-первых, ему не понравилось что весь урок изучали старые журналы “Сosmopolitan”, которые Марина привезла из Индии. Во-вторых, по мнению Марика ее произношение сильно отличалось от произношения ведущего его любимой радиопередачи «Час Джаза» Виллиса Конновера. Жанне больше всего не понравилось как Марина поглядывала на Марика. Говорить об этом она не стала, но полностью согласилась с мнением супруга. На второе занятие Марина пришла в индийском национальном наряде: очень широкие вверху и очень узкие внизу длинные брюки и свободная навыпуск блуза с невиданной отделкой. Все из умопомрачительного материала. На Жанну этот костюм или как выразилась Марина «салвар-камиз» произвел неизгладимое впечатление. Она потихоньку перерисовала в тетрадку фасон, а в перерыве утащила Марину в другую комнату чтобы ознакомиться с деталями. Во всем остальном второй урок не отличался от первого. Третьего урока не было.

В поисках нового учителя Марик двинулся по знакомым и в какой-то момент вышел на меня. Я познакомил его с Еленой Павловной. Тогда мы с женой занимались с ней уже почти два года. Марик все допытывался лучшая ли она, а я не знал. Сообщил сухие факты: преподает в университете, учит нас по американским учебникам и аудиокурсам, определенно понимает радиопередачи и песни. После полугода занятий я вполне прилично смог объяснить японцу свой стендовый доклад на конференции в Москве, а начинал с того же разговорного нуля что и он. Я бы мог добавить что по моим наблюдениям ее ученикам сопутствует удача в новой жизни, но Марик такие вещи не понимает. Поэтому я промолчал.

Вы доверяете врачам и их назначениям?
Да
17.13%
Нет
14.02%
Доверяю, но проверяю все лекарства на отзывы в интернете от людей которые уже опробовали и только тогда начинаю принимать.
52.34%
Да, но только назначениям и врачам из платных клиник.
16.51%
Проголосовало: 321

Елена Павловна не впечатлила Марика: слишком молодая, слишком несолидная. Правда, рыжая как и он сам. Марик подумал, что можно попробовать, и после первого же занятия решил что его все устраивает.

Через несколько месяцев Елена Павловна сказала:
— Я совершенно упустила что вам нужно работать над спеллингом. В английском спеллинг – важный аспект языка, по нему даже проводят национальные соревнования. Чтобы улучшить спеллинг я вам советую писать диктанты. Берите урок, который мы уже проходили, и диктуйте друг другу. Интересно кто из вас напишет лучше?

Марик занервничал. Он даже представить не мог что лучше напишет родная жена, но скорей всего так и должно было случиться. Недолго думая, Марик нашел подходящий текст и аккуратно его переписал на чистый лист в общей тетради, где вел записи. Тем же вечером предложил Жанне написать диктант и «случайно» открыл книгу на переписанной уже странице. Первой диктовала Жанна, а Марик писал. Когда закончили, Марик вырвал заранее подготовленный лист и отдал жене. После этого супруги поменялись ролями. Жанна тоже вырвала исписанный лист. Начали проверять. Жанна сделала двенадцать ошибок, Марик – одну. Жанна горько зарыдала.
— Какая я идиотка! – повторяла она снова и снова, — Я же учила этот проклятый английский девять лет, и через считанные месяцы ты пишешь лучше меня!
Сердце Марика дрогнуло и он повинился. Жанна жутко обиделась, но в конце концов Марик вымолил прощение.

Примерно через неделю написать диктант предложила Жанна.
— Только теперь страницу буду выбирать я, — сказала она.
— Жанночка, — ответил Марик, — как ни жаль, но мы попали в ловушку. Откуда я знаю что сегодня ты не переписала страницу заранее? Ни ты, ни я теперь страницу выбирать не можем потому что в этом выборе мы не доверяем друг другу. Выбирать должен кто-то третий.
Жанна в который раз подивилась как хорошо организованы тараканы в голове ее муженька и возмутилась:
— Какой еще третий? Может быть кошка?

Тут нужно сделать отступление и сказать что кошка для Жанны такая же привычная фигура речи, как для некоторых Пушкин. Когда другие говорят «Рассказывай это Пушкину!», Жанна говорит «Рассказывай это кошке!». Поэтому кошка не была для Марика неожиданностью.

— А почему бы и не кошка, — сказал он, — берем старое Мишкино домино с большими костями, раскладываем на полу, запускаем Муську. Подходит она сначала к четыре-два, пишем 42-ю страницу, или 24-ю.
Жанна кое-как согласилась, домино разложили, кошку запустили в комнату. Но .
шесть-два Марик достал не из коробки, а из кармана и заранее потер кость кошачьей мятой. Поэтому Муська первым делом побежала к шесть-два. А Марик уже переписал и 62-ю страницу и 26-ю тоже. Снова слезы, снова сердце Марика дрогнуло, снова Жанна простила мужа, но работа над спеллингом между тем зашла в безнадежный тупик.

На следующем уроке Жанна не выдержала и пожаловалась Елене Павловне на коварство Марика.
— У меня студенты тоже пытались пользоваться «бомбами», но я нашла простой выход, — сказала Елена Павловна, – За день до экзамена они приносят мне стопку бумаги, я густо прокрашиваю торец каждый раз в новый цвет и на экзамене выдаю по несколько листов для подготовки. У вас бумагой может заведовать Жанна, а тексты выбирать Марк. Правильно?
Жанне идея понравилась и она перевела вопрос в практическую плоскость:
— Елена Павловна, а какой краской вы пользуетесь?
— Любой. У меня есть немного красок для ткани. Могу отсыпать и вам.
И немедленно отсыпала.

Следующий диктант написали по рецепту Елены Павловны, и его результат оказался сильным ударом по самолюбию Марика. Что делать он не знал, но и сдаваться не собирался. Решил что купит краски сейчас, а что делать придумает потом. К его удивлению ни в одном магазине обнаружить их не удалось.
— А что, красок для ткани нет? – спросил он на всякий случай у продавщицы в хозяйственном.
— А что, все остальное есть? – спросила продавщица у него и окинула взглядом абсолютно пустые полки.

Марик разозлился и решил что сделает краски собственными руками как уже три года делал вино. В конце концов, химик он или не химик? Покопался в институтской библиотеке и наткнулся на «Очерки по окраске тканей местными растениями в древней Руси» 1928 года издания. Взял домой, проштудировал и пришел к выводу что краски из растений в условиях глобального дефицита именно то что ему нужно. На дворе стоял 1991-й год. Оборудование в институте, где работал Марик, еще не растащили. После обеда в лабораториях было совершенно пусто. И он решил попробовать.

Вообще-то Марик занимался вибронными состояниями в координационных соединениях и в последний раз работал с выпаривательными чашками и колбами много лет назад в университете на лабораторных. Теперь пришлось многое вспомнить. Он сушил, толок, вымачивал, выщелачивал, фильтровал. Через полтора месяца пришел первый успех: получилась черная краска из дубовой коры. Сначала она упорно красила в грязно-темно-серый цвет, а теперь окрашенный кусок старой простыни, которую он утащил из дому для экспериментов, смотрелся как драгоценный бархат с картин старых мастеров. Потом был длительный застой, но вдруг вышла удивительно глубокая и сочная оранжевая. Другие цвета после оранжевого пошли хотя и с трудом, но легче.

Марик не узнавал себя. Он давно охладел к своей науке, а когда решил уезжать и понял что докторскую никогда не напишет, охладел совсем. А тут в нем проснулся энтузиазм, какого он не помнил и в молодые годы. Почему? По вечерам в пустом институте Марик часто думал над этим, но ответа не находил. Может дело было в свободе от начальства, отчетов, карьеры, рецензентов? Может быть потому что приготовление красок скорее не наука, а ремесло? Ремеслами Марик никогда не занимался и только теперь стал понимать чем они отличаются от науки. В науке нет тайн и любой результат должен быть воспроизводим. Ремесло – набор больших и малых секретов, а результат может быть, как и искусстве, абсолютно уникален. Поэтому хорощий студент может, например, как бы заново создать периодическую систему элементов, но никто пока что не повторил скрипки Страдивари.

Марик был так увлечен своей новой деятельностью, что частенько стал отвечать на вопросы невпопад. Убегал из дому с горящими глазами, а приходил поздно и усталый. И вообще был настолько явно счастлив, что жена заподозрила неладное.

В четверг вечером, когда Марик задержался на работе в третий раз за неделю, Жанна села на троллейбус и поехала к его институту. Больше всего она боялась что ее туда не пустят. Обычно Марик заказывал пропуск или звонил на проходную, но сейчас нужно было пробиваться самой. С одной этой мыслью в голове она даже не заметила как благополучно миновала по краю темную посадку между улицей и зданием и подошла к освещенным стеклянным дверям. Двери были закрыты. Жанна постучала. Из подсобки вышла вахтерша, сонно посмотрела на позднюю гостью, отодвинула засов и приоткрыла дверь. Вдруг глаза вахтерши округлились, а рот открылся как у вытащенной на берег рыбы. Жанна обернулась и увидела что с другого края посадки к проходной бежит высокий мужик в распахнутом длинном плаще, а под плащом ничего нет. Сердце у Жанны бешенно забилось. Она вдавила себя внутрь и закрыла засов. Вахтерша, не оборачиваясь, побежала в подсобку, Жанна за ней. Там вахтерша достала бутылку самогона, заткнутую пробкой из газеты, разрезала напополам соленый огурец и налила понемногу обеим. Выпили и только после этого заплакали.

Читайте также:  Анатомия мышц ног: полный разбор мышц лучшие упражнения для их развития

— Уволюсь я отсюда, — жаловалась вахтерша, — сил моих нет. Вчера какой-то придурок с топором бегал, жену искал, а сегодня этот чебурашка. – и спросила, — Ты к кому?
— К Фарберу из 206-й комнаты.
— К рыжему что ли? Ты ему кто?
— Жена.
— Ну иди, — сказала вахтерша и снова налила, но на этот раз только себе.

Жанна поднялась по темной лестнице и пошла по длинному гулкому коридору вдоль закрытых дверей. Дошла до 206-й. Из комнаты через матовое стекло двери пробивался свет и доносились звуки вроде тех что женщина издает во время любви. Кровь ударила Жанне в голову, она рванула ручку. В лаборатории тихо рычала центрифуга, слегка парил темно синий раствор в колбе, на столе красовался ворох цветных лоскутов. Из Спидолы пела свой неповторимый скэт Элла Фицджералд. Ее Марик сидел в кресле и перебирал карточки с английскими словами. Больше никого в комнате не было.
— Ты не с топором? — поинтересовался Марик, глядя на возбужденную жену, — А то вчера здесь уже один бегал.
— Сегодня нет. А что ты здесь делаешь ночью? – поинтересовалась в свою очередь Жанна.
— Краски, — ответствовал Марик, — смотри какие красивые!
— Тогда зачем ты красишь тряпки? Давай покрасим что-нибудь хорошее!

В магазинах тогда не было ни хорошего ни плохого, и Жанна достала из шкафа семейную реликвию — отрез некрашенного тонкого шелка. Его подарил Жанниной бабушке какой-то местный пациент в 1944 году в Самарканде, где та работала в военном госпитале. Сначала попробовали на лосутках – краски на шелк ложились отлично! Воодушевленные успехом, покрасили «узелками» всю ткань и просто ахнули как здорово получилось. Глядя на эту красоту, Жанна стала думать что бы из нее сшить и никак не могла придумать: ни к одному из современных фасонов эта супер расцветка не подходила. В конце концов извлекла из глубин подсознания салвар-камиз и решила рискнуть. Отделку, конечно, взять было негде, хорошо хоть удалось достать цветные нитки. Но результат все равно оказался ошеломляющим. Все подруги немедленно захотели такие же, а Марик сказал что из этого можно сделать профессию. Однако вскоре пришел долгожданный вызов из посольства США. Начали собираться, распродавать вещи, почти каждый вечер с кем-нибудь прощались. И так до самого отъезда.

Никто не любит вспоминать первые пять лет эмиграции. Не будем трогать эту тему и мы. А по прошествии этих лет Фарберы жили в собственном доме в небольшом городке недалеко от Нью-Йорка. Сыновья учились в хорошей местной школе, Марик занимался поиском багов в компьютерных программах, Жанна работала на Манхеттене секретарем у дантиста. Небо над ними было голубым и казалось что таким оно будет вечно. Именно тогда и грянул гром – Марика уволили.

Те кто терял работу в США знают что первые две недели отсыпаешься и оформляешь пособие, потом, отдохнувший и полный энтузиазма, начинаешь искать новую. Но если работа не находится в течение полутора месяцев, нужно срочно искать себе занятие – иначе впадешь в черную меланхолию, которую американцы называют депрессией. Я, например, начал писать истории и постить их на anekdot.ru, но абсолютное большинство народа начинает ремонт или перестройку дома. Польза от этого двойная: и ты занят и дом повышается в цене. Марик домом заниматься не хотел. Поэтому вначале он делал вид что учит QTP, а потом по настоянию Жанны записался сдавать учительские экзамены и делал вид что к ним готовится.

А тем временем заканчивалась зима, и был на подходе самый веселый праздник в еврейском календаре – Пурим. В этот день евреи идут в синагогу в маскарадных костюмах, во время службы шумят трещотками, а после службы напиваются допьяна. Жаннин босс пригласил Фарберов на праздник в свою синагогу и подарил билеты. Деваться было некуда, и Жанна начала перебирать свой гардероб в поисках чего-либо подходящего. Единственной подходящей вещью в итоге оказался тот самый салвар-камиз, о котором она не вспоминала со дня приезда в США. По крайней мере он удовлетворял формальным требованиям: прикрывал локти и колени, не подчеркивал дразнящие выпуклости, был необычным, нарядным и праздничным.

В синагоге после чтения «Мегилы», когда народ приступил к танцам, еде и «лехаим», к Жанне подошла местная дама из тех что одеваются подчеркнуто скромно и подчеркнуто дорого. Она искренне похвалила Жаннин наряд и поинтересовалась где он куплен. Жанна сказала что сшила его сама и снова получила целый ворох комплиментов. Жанна растаяла и призналась что краски сам сделал ее муж. Дама с интересом посмотрела на Марика и заметила, что умей она делать такие краски, было бы у нее много миллионов. Подошел босс и представил стороны друг-другу. Дама оказалась сотрудницей секции «Мода и стиль» газеты «Нью-Йорк Таймс». В этот момент Марик понял что замечание насчет миллионов совсем не шутка, а будут они или их не будет зависит только от него.

На последние деньги он оборудовал самую что ни есть примитивную лабораторию в собственном гараже. Разыскал лабораторные журналы и похвалил себя что не поленился их привезти. Через два месяца разослал образцы своих 100% органических красок производителям 100% органических тканей. От пяти получил заказы. С помощью старшего сына составил бизнес-план и взял у банка заем на открытие малого бизнеса. Наодалживал сколько мог у знакомых. Заложить дом не удалось: в нем было слишком мало денег. Снял помещение, нанял рабочих. Через год расплатился со всеми долгами и расширил производство вдвое. Марику повезло: спрос на органику рос тогда экспоненциально. Но согласитесь, к своему везению он был готов.

С тех пор прошло немало лет. Марик перенес свою фабрику в Коста-Рику поближе к дешевым сырью и рабочей силе. Заодно построил большой дом на Карибском побережье и живет там большую часть года. Время от времени прилетает в Нью-Йорк, где у него тоже есть квартира. Иногда звонит мне. Тогда мы встречемся в нашем любимом ресторане в Чайна-тауне и едим утку по-пекински в рисовых блинчиках. Я знаю что Марик достанет свою кредитку первым (потому что должен быть первым во всем!) и заказываю хороший мозельский рислинг к утке и «Remy Martin Louis-XIII» в качестве финального аккорда. Судя по чаевым, счет Марика не напрягает.

Жанна большую часть года живет в нью-йоркской квартире и время от времени летает в Коста-Рику. Главное место в ее жизни делят фитнес и внуки.

Елена Павловна продолжает готовить своих учеников к максимально комфортному пересечению границ, потому что язык – самое ценное и самое легкое из того что можно взять с собой. Сейчас она это делает из Новой Зеландии и в основном по Скайпу.

Когда Марика спрашивают как случилось что он занялся красками, он говорит что его фамилия Фарбер переводится с идиш как «красильщик», а значит это ремесло у него в генах. Марик – молодец. Когда нужно, на любой вопрос он может дать точный короткий и совершенно понятный ответ. А я так не умею и скорее всего уже не научусь.

Те кто терял работу в США знают что первые две недели отсыпаешься и оформляешь пособие, потом, отдохнувший и полный энтузиазма, начинаешь искать новую. Но если работа не находится в течение полутора месяцев, нужно срочно искать себе занятие – иначе впадешь в черную меланхолию, которую американцы называют депрессией. Я, например, начал писать истории и постить их на anekdot.ru, но абсолютное большинство народа начинает ремонт или перестройку дома. Польза от этого двойная: и ты занят и дом повышается в цене. Марик домом заниматься не хотел. Поэтому вначале он делал вид что учит QTP, а потом по настоянию Жанны записался сдавать учительские экзамены и делал вид что к ним готовится.

Среди татар, пожалуй, нет ни одного человека, который бы не знал о существовании Сабантуя. Этот праздник также отмечают башкиры и некоторые народы Поволжья и Кавказа.

Сабантуй без преувеличения можно назвать самым любимым праздником татар. Он насыщен народными танцами, песнями, играми, подарками, и символизирует воссоединение человека с природой. Сабантуй празднуют в честь окончания полевых работ, его называют торжеством труда и плуга.

«Сабантуй является одним из самых древних праздников. Об этом свидетельствует надгробный памятник 1294 года, который обнаружили при раскопках. В эпитафии сообщается: «Покойный умер в день Сабантуя», — говорит профессор кафедры татароведения и тюркологии Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Гамирзян Давлетшин.

Кстати, само название праздника происходит от слов «сабан» (плуг) и «туй» (праздник). Поэтому в народе укоренилось мнение, что Сабантуй — это торжество земледелия. Однако профессор ставит под сомнение такое толкование.

«Игры, традиционно проводимые в этот день, показывают, что людям того времени была свойствена не оседлость, а кочевничество. Бои, конные скачки, бег в гору, — все это характеризует скорее не земледельцев, а кочевников», — отмечает Гамирзян Давлетшин.

Борьба куреш

Ни один Сабантуй не обходится без турнира по национальной борьбе куреш, это важная часть праздника. Победитель получает звание батыра (силача) и главный приз — барана. Куреш — это борьба на поясах. Главным условием победы считается оторвать соперника от земли и положить его на спину. Традиционно, соревнования открывают мальчики, затем продолжают юноши, а кульминацией боя становится схватка двух финалистов, в результате которой выявляется главный батыр.

Игроку плотно завязывают глаза и отводят руки за спину. По сигналу судьи игрок наклоняется над тарелкой и, «нырнув» лицом в катык (кисломолочный напиток), губами начинает искать монету. Время поиска монеты строго ограничено.

Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 кг рукой. Правила соревнований просты таковы: каждый участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. И после этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. На большинстве Сабантуев на соревнованиях по поднятию тяжестей используются гири или штанги.

«Возможно, Сабантуй потому и любят в народе, что он дает возможность каждому взрослому на один день вновь почувствовать себя ребенком. Поэтому можно с уверенностью сказать, что основные традиции этого праздника никогда не умрут», — отмечает Гамирзян Давлетшин.

Иногда при виде шумной веселой толпы люди говорят: «настоящий сабантуй»! Почему же они так говорят? И что такое сабантуй? Вот и Василий Теркин, главный герой поэмы Александра Твардовского, пытался это выяснить у своих друзей-солдат:
— А кому из вас известно, что такое сабантуй?
— Сабантуй — какой-то праздник? Или что там сабантуй?
— Сабантуй бывает разный, А не знаешь — не толкуй.

Сабантуй — это действительно праздник, народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке — плуг и туй — праздник).

Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание одних работ и начало других. В этом празднике сплетается многое: и радость от удачного труда, и надежда на хороший урожай, и общение с расцветающей природой, удальство джигитов и мудрость старых аксакалов.

Подготовка сабантуя начинается задолго до самого праздника. В былые времена девушки собирались вечерами на посиделки и рукодельничали: вязали, вышивали, шили.

Перед сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили красивые расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и, окруженная шумной веселой толпой, процессия с шутками и смехом обходила аул, создавая у всех праздничное настроение.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Для празднества выбирается широкий майдан, чаще всего это большое поле, где подготавливают площадки для соревнований. С утра со всей округи на майдан стекаются празднично одетые люди. Они несут и везут с собой вкусную еду, кумыс, медовку и рассаживаются группами в облюбованных местах: в тени деревьев или на солнечных полянках.

Торжество длится целый день, но главное в сабантуе — состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою удаль, силу и ловкость. Сабантуя не бывает без борьбы и скачек. Каждая национальная борьба имеет свои особенности. В башкирской, например, противники обвивают друг друга кушаками и пытаются, притянув противника к себе, перебросить его через голову. Зрители, конечно, «болеют» каждый за своего участника, подают советы, подзадоривают, делают замечания. За победу борцам вручают подарки.

Особенно интересны потешные игры. Сядут, скажем, двое на перекладину и начинают лупить друг друга мешками, набитыми травой. Кто не увернется от удара -падает. А так как ноги у них связаны под перекладиной, то неудачливый игрок повисает вниз головой.

Или наполняют таз кислым молоком, а на дно бросят монету, ее надо достать губами. А можно испытать удачу, взобравшись по намазанному салом шесту, на верху которого привязан самый настоящий живой петух. Кто долезет до верха, тому он и достанется.

Вот такой он веселый, этот праздник сабантуй!

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую (древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, — «плуг», а туй — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй — торжество в честь сева яровых. Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем. В XIX веке сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с магией.

Читайте также:  Что такое тонус резистивных сосудов повышен

Сабантуя празднуется по следующим этапам: 1) приготовление каши для детей из продуктов, собранных ими у населения (дэрэ боткасы); 2) сбор детьми крашеных яиц; 3) сбор яиц юношами верхом на лошадях и угощение после него (атлы сврзн); 4) сбор ряжеными (мужчинами) яиц (жэяуле сорэн) — последнее не всегда и не везде; 5) сбор подарков для сабантуя (юношами верхом на лошадях); 6) майдан — состязания; 7) вечерние молодежные игрища.

САБАНТУЙ — ПРАЗДНИК ТРУДА, НАДЕЖДЫ И ДРУЖБЫ

Сабантуй — это первый летний праздник, праздник плуга и полевых работ. Проходит он между двумя важными полевыми работами — посевом и сенокосом

Сабантуй — это кипение жизни, которое захватывает в свой водоворот каждого.

Сабантуй — это возвращение к своим истокам, возвращение в свою родную среду.

Когда мы видим наши полные энергии танцы, слышим родные напевы, мы испытываем гордость за наш народ, сумевший, несмотря на невзгоды, сохранить традиции, в которых воплощено то, чем испокон веков дорожили татары — это вдохновенный труд, радость созидания, глубокое чувcтво солидарности. (Р.С. Акчурин)

Сабантуй — праздник не только весны, но и праздник надежды. Он проводился на наших землях даже в самые тяжкие времена. Даже в послевоенные годы, когда люди жили трудно и бедно, Сабантуй отмечался всегда. В эти дни люди раскрепощались от повседневных тягот и забот, они отдыхали сердцем и душой, в них раскрывались прекрасные таланты, пробуждалась надежда на будущее. (Р.М. Смаков)

Сабантуй — не только название нашего популярнейшего народного праздника. Название уже давно переросло в понятие, в образ мироощущения, таковым оно, кстати, вошло и в сознание русского народа. Помните, начало бессмертной поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»? Наш общий любимец — солдат, рассуждает о трех видах Сабантуя на войне — малом, среднем и главном (М.А. Гареев)

С незапамятных времен у татар было 2 праздника Сабантуй и Жыен. Со временем, будучи близки по содержанию они слились вместе, в один Сабантуй. Раньше праздник отмечали до начала весеннего сева, придерживались ряда обрядов аграрного культа и народных игр — борьбы, скачки на лошадях, разбивание горшков. Теперь -это уже национальный праздник татар, который устраивают обычно после окончания весенних полевых работ. Сабантуй — яркое выражение любви татар к кормилице земле и честному труду, после завершения которого не грех и повеселиться от души! В наши дни Сабантуй перестал быть замкнутым праздником, перейдя национальные границы, став тем самым праздником дружбы. В нем активно и охотно участвуют другие народы — удмурды, чуваши, русские. (Э.Р. Тенишев)

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК САБАНТУЙ

В годовом календаре всех земледельческих народов самым ответственным этапом считаются сев и жатва. Так, у татарского народа есть большой праздник «Сабантуй» , что значит- праздник плуга. Проводится он по окончанию сева, потому что весенний сев считался самым подходящим моментом для приобщения подростков к самостоятельному труду. Как гласит татарская пословица «С начала труд, а почести придут потом». И действительно, на поле выходила мать, ближайшие родственники, чтобы посмотреть на чудо: сын, молодой человек, прокладывает самостоятельно первую борозду в своей жизни. Народы, проживавшие долгие годы рядом, не только не враждовали, но наоборот, происходила преемственность культур, обычаев, образа жизни.

Сабантуй насыщен умными, подвижными играми, соревнованиями. Да, «предков заветы не развеют ветры». На празднике было много «можно» из того, что Коран запрещал. Так, по мусульманским заветам, женщине нельзя было появляться в людных местах с мужчинами, а на сабантуй женщины приходили. Шариат требовал, чтобы невесту, и особенно жениха выбирали родители, а на сабантуе молодые люди сами знакомились, водили хороводы, влюблялись. Редко какой парень не вынашивал надежду понравиться девушке, показать ей, на что он способен. Как говорит народная мудрость: «Конь узнается лишь в упряжке санной, а богатырь — в схватке бранной». Присутствие девушек на сабантуе, а они не принимали участия в состязаниях, были только зрительницами, вдохновляло джигитов, делало их отважными. «Возможное — сделает каждый, невозможное — отважный». Мужчина, ставший джигитом аула, ездил и в другие деревни для состязаний. Его освобождали от тяжелого труда, берегли. В самой организации Сабантуя был заключен принцип: «Не обидеть, не оскорбить, не унизить ни одного человека. Никто не должен уйти с тяжелым сердцем, с обидой».

Есть у Сабантуя одна особенная черта. Его приближения ждал не только татарин, но и русский, чуваш, мариец. Сабантуй постепенно стал праздником межнациональным. На этот праздник татарин приглашал односельчанина любой национальности. Много дополнений внесли эти народы в празднованье Сабантуя. Воистину » средь полей ходить — землю познать, средь людей ходить — народ узнать». Для сабантуя — характерно поразительное единство зрителей и выступающих. Каждый из присутствующих в любой момент мог включиться в состязание, т.к. они были для всех знакомы, понятны, всеми единодушно принимались. Их мог придумать народ энергичный, добрый и жизнерадостный. Борьба — куряш на поясах, конные скачки многие другие, не менее увлекательные. Мы выбираем игры, исходя из наших возможностей, но не менее интересные. Хочется обратить ваше внимание и на то, что ушло, забылось…

Так призы, которые дарились победителям состязаний, готовились всю зиму. Готовили их только молодые женщины, которые вышли замуж, после последнего сабантуя. Вышивали бисером и нитками тюбетейки, кошельки, кисеты, шили рукавицы, камзолы. Они тоже по-своему состязались в рукоделии. Но самым почетным (именно почетным, а не дорогим)подарком считалось вышитое полотенце — тастымал. Его вешали в центре майдана на шест, дарили по окончанию сабантуя новоявленному батыру. Он уносил его прямо с шестом, сделав круг почета (обычно в финале празднества). Полотенце нашего Сабантуя мы также сегодня вручим батыру состязаний. Заканчивался праздник Сабантуй гулянием молодежи до утра. Водились хороводы, пелись песни, играли скрипки, мандолины, гармони…

Сейчас в Казани во время летнего солнцестояния проводится республиканский Сабантуй, который стал национальным праздником. Чудный праздник единения и веселья — сабантуй, живи и радуй людей. Какие бы обороты и скорости не набирала история, а ты остался, как твой крепкий, энергичный народ, богатый на творчество и мудрость. «Хоть брось его в грязь — алмаз всегда алмаз» — пословица говорит, как -будто специально о Сабантуе… Не забывайте, люди, традиций сабантуя, цените его солнечную энергию, уважайте национальную культуру народа, обогатившего нашу жизнь прекрасными обычаями и традициями.

Трудно определить точное время возникновения Сабантуя. Ясно лишь, что он родился и развивался вместе с формированием татарского народа, в пору, когда его основной хозяйственной деятельностью было пашенное земледелие. Из праздника отдельной этнографической группы в ХХ веке Сабантуй превратился в общетатарский праздник, который отмечается повсюду, где живут татары.

Века отшлифовывали форму проведения Сабантуя. Он порождён народом и воплощает народную этику, вкусы народа, его давние традиции и его изобретательность. Изначально «негромкий» сельский праздник, стал ярким и масштабным празднеством. И это замечательно. Но вместе с тем усиливается опасность «размывания» особых красок народного праздника, его национального смысла.

Ещё в начале ХХ века на страницах татарских газет развернулась целая дискуссия: нужны ли татарам джиен и Сабантуй? Религиозные деятели, особенно традиционалисты-академисты говорили, что эти праздники ведут к распространению пьянства, и призывали ограничиться лишь сугубо религиозными обрядами. Но народ тогда не дал в обиду свой Сабантуй. Правда, в совесткое время Сабантуй объединили с джиеном, внесли в него элементы советской идеологии, но в основе своей Сабантуй выжил.

Сабантуй испокон веков отмечался как встреча весны. Радуясь наступлению мусульманского Нового года, его праздновали перед началом самой важной для земледельца работы — сева яровых культур. Когда появлялись всходы, собирали джиен — гостевой праздник. Существовала очерёдность: скажем, утром жители округи гостевали в одной деревне, после обеда — в другой. Это для того, чтобы все в округе имели возможность побывать на состязаниях соседей. И вот в советское время весенний Сабантуй и летний джиен соединились. Я долго и тщетно искала документы, зафиксировавшие этот момент. Что это было: постановление обкома партии или что-то другое? Оказывается, всего лишь рекомендация обкома в виде газетной заметки: приурочить народный праздник Сабантуй и джиен ко Дню республики, который отмечался 25 июня. И этого оказалось достаточно. Так Сабантуй из самопроизводящего элемента культуры превратился в регулируемый. В Татарстане и сейчас объявляется единая дата проведения его для деревень, райцентров, затем — дата для крупных городов, а также дата завершающего Сабантуя в столице Республики — Казани.

Итак, мы довольно легко перешли на летний Сабантуй, утратив его суть как весеннего праздника. Если для большинства городских татар это прошло безболезненно, то сельские жители, мне кажется, потеряли очень многое. Ведь на селе встреча весны для тех, чья жизнь и работа связаны с землёй и природным циклом, Сабантуй — средство бесценного общения, осмысления простой и великой истины: я — не один.

У нас в деревнях испокон веков было принято: это одежда рабочая, а это одежда выходная. Во время экспедиции я как-то попала в семью передовой доярки. В то время был в моде кримплен, он только появился и был страшным дефицитом. И передовикам сельского хозяйства давали в награду отрезы. Доярка шила себе наряды сама. Она открыла шифоньер, показывая не без гордости: мол, посмотри, сколько у меня всего. А потом добавила с грустью: одеть некуда, свадеб мало, праздников нет, одна работа.

Мы утеряли ожидаемость праздника, подготовительный этап к нему. Один день увеселений не может дать такого удовлетворения. Раньше татары задолго готовились к Сабантую — покупались продукты для праздничного стола, готовились подарки, продумывалось, что люди оденут. Человек обязательно примеривался: ага, вот он обязательно будет участвовать в скачках или в бегах, потому что у него это ловко получается. Не говоря уже о том, что выскабливался до идеальной чистоты весь дом и двор, и даже за воротами.

А непосредственно праздничные приготовления начинались с «карга боткасы» (или зэрэ боткасы — грачиная каша). Праздник один, а названия в каждой местности разные. Это дарило людям гордость, ощущение того, что это — своё. В этом и заключается народная психология.

Сначала дети шли по деревне и собирали крупу. Затем красили яйца. Целым событием был для них сам процесс окрашивания. Однажды мы проводили в одной из казанских школ в качестве эксперимента Навруз. Перед этим праздником тоже полагается красить яйца. Ученики принесли из дома по мешочку луковой шелухи. В каждом классе была электрическая плита. Вы бы видели восторг детей от самой процедуры! Одна девочка, чтобы не потерять в общей массе своё яйцо, обмотала его резиночкой с волос. Когда вынули яичко, оно оказалось с узором. Что тут началось: и другие девочки срочно стали искать хоть что-нибудь, чтобы выделить свои яйца. Вот где фантазия, творчество!

Крашеные яйца дети собирали и по домам. Обряд назывался йомырка коне (день яйца). Сам процесс сбора яиц будоражил всю деревню.

Во-первых, всех волновало, кто же первым зайдёт в твой дом. У татар говорят — аягы жинел (буквально — лёгкая нога). Человек лёгкой ноги принесёт в дом счастье, удачу, благополучие. Например, у чепецких татар на севере Удмуртии и в Кировской области специально приглашали какую-нибудь Марьям апа, у которой «лёгкая нога»: зайди уж к нам, пожалуйста, пораньше. Там же в деревнях очень строго придерживались правила: если человек болеет или калека, то он вообще в этот день старался не выходить из дома. У кряшен если первым заходил ребёнок, его тут же сажали на подушку, которая лежала на пороге. Наблюдали: если ребенок не егозит — выведут курочек, а если ребёнку не сидится, норовит встать поскорее — уродятся петушки.

К сожалению, этот обряд, как и многие другие, утрачен в большинстве татарских деревень. В советское время работники народного образования, решив, что сбор крупы и яиц — это побирательство, объявили ему войну.

В 1959 году я, только что закончив пединститут, попала по распределению в одну из мишарских деревень Пензенской области. В один из предпраздничных дней детишки принесли в школу яйца. Я с радостью захожу в учительскую и говорю: «йомарка коне!» Так вот, старшие коллеги отчитали меня как провинившуюся девчушку…

Между тем, в народных обрядах заложена большая воспитательная сила. Вот представьте: детвора собирается гурьбой для сбора крупы и яиц. В компании все смелые. Но обязательно выявляется лидер. Дети идут по деревне и скандируют шутки-прибаутки. В деревне Нижние Шуни (Вятско-Полянский район Кировской области) одна бабушка вспомнила такую закличку:

Иртэн торып, берсе конгэ сорэнгэ

Тэмэке тарткан — юк булган.

(«Дарь-дарь, на дарю. Через день — сорэнь. Кто участвует в сорэнь — будет богатым, кто курит — будет бедным. Хай-хай-хай, говорят, дядюшка Гали богатый, говорят, ложку масла дай, говорят»).

Р. Мухаметзяновым записана такая закличка:

(«Ворона говорит: кар, кар, настало моё пиршество, приходи, приходи, крупу, яйца приноси, молока, масла приноси, хлеба, мяса приноси, приходи, приходи, приходи»).

Дети высказывали в каждом доме разные пожелания, придуманные ими самими. Прозвучит удачный, остроумный стих — значит, хозяин больше даст. А быть жадным в ауле было позором.

После детей выезжали верхом на лошадях собирать яйца юноши, тоже ватагой и с песнями. Обряд назывался «Сорэн сугу». Но хозяйки все покрашенные яйца уже раздали. Значит, парням достанутся уже только сырые. Яйца собирали в плетёную кошёлку. Когда миновали последний дом, самый ловкий выхватывал эту кошёлку и пускался вскачь от других. А вечером нередко устраивался мальчишник, на который собирались только те, кто начинал женихаться. Здесь боролись, плясали, пели.

Одна старенькая бабушка рассказала мне интересную историю. Во время «Сорэн сугу» девушке разрешалось преподнести понравившемуся юноше узелок с яйцами. Главная ценность этого узелка была в девичьем платочке. Девушка, таким образом, выражала свою симпатию. Понятно, юноша, получивший такой узелок, был на седьмом небе. Но вот один из джигитов, активно ухаживавший за местной красавицей, предательски переметнулся к другой. Красавица оказалась ещё и умницей: она просто принародно подарила джигиту узелок с яйцами, однако потом все увидели: сверху — яйцо, а под ним камушки.

Сейчас во многих местах все хлопоты по подготовке к Сабантую переложили на плечи клубных работников, членов сельсовета, а ещё чаще буквально выбивают подарки у спонсоров. Но ведь народные традиции совершенно другие. В Заказанье, например, по домам ходили зрелые мужчины, ходили с шестом, а то и с двумя. К этому шесту и привешивали подаренные платки, ленты, чулки. Чем красивее полотенце, тем выше его привязывали на шесте. В Кукморском районе Татарстана подарки собирали пешие юноши. Их грудь украшали крест-накрест завязанные полотенца, к которым привязывали подарки. К концу обхода улиц эти юноши выглядели как нарядные ёлки. В начале 60-х годов я бывала в деревне «Зяй-Каратай» Лениногорского района Татарстана. Там юноши собирали будущие призы для Сабантуя верхом на лошадях. Самым ценным среди подарков был платок или полотенце, сотканное или вышитое молодушкой: по нему судили об её умении: «нинди булган кыз!» За самые щедрые (не обязательно дорогие) подарки благодарили публично. Умели благодарить, умели прилюдно похвалить!

Читайте также:  ПОДАГРА: Самый вредный продукт, провоцирующий заболевание

И вот кульминация праздника — майдан. Он длился один день. Место проведения каждый год меняли. Проводили Сабантуй в той части полей, где нынче были пары. Очень мудрое решение. Я с ужасом вспоминаю один случай в Бавлах в конце 60-х. Мне пришлось поездить по районам с предпраздничными совещаниями-консультациями. Уже яровые взошли. Так вот, в одном колхозе специально для конных скачек «вырезали» по ним в поле дорожку. Наверное, и сейчас такое встречается. Ведь в некоторых районах проводят Сабантуй с такой помпой! Устанавливают трибуны с флажками и фонарями, отдельную трибуну для почётных гостей и особый буфет для них. А ведь Сабантуй всегда был демократичным! Особая роль на праздничном майдане отводилась только аксакалам. Аксакал — это уважаемый на селе человек, к слову которого прислушиваются. Сейчас, когда мы, выезжая в экспедиции, говорим об этом, нам отвечают: а их нет. Где взять мудрых непьющих стариков?! В былые времена они следили за порядком во время Сабантуя, за ними было последнее слово в выявлении батыра.

С какого момента на наших сабантуях стали пить? Ведь раньше никаких торговых точек на этом празднике вообще не было. Скачки прошли — народ расходился по домам. Люди чай пили, а через часок вновь собирались на майдане. Продуктовые палатки — это явление эпохи повальных дефицитов, когда негде было купить хороших конфет, пряников. Правда, во время джиена устраивали продажу: специально приезжали купцы, коробейники со своим товаром. Юноша мог девушке купить платок, ленту, орехи. Ароматный «кызыл билле пряник» каждая деревенская бабушка помнит. К этому дню каждый ребенок копил денежку…

Сегодняшний Сабантуй нередко выливается в погоню за ценными призами. Уж очень дорогие подарки! Когда это превращается в самоцель, когда на майдан выходят профессиональные спортсмены-разрядники, а человек, не имеющий разряда, уже не решается выйти на майдан, это не общенародный праздник, а спортивное мероприятие. Меняется сама природа праздника, он становится зрелищем для народа, а не праздником самого народа. А это вовсе не Сабантуй!

Конечно, появилось и много интересного. Некоторые состязания воспринимаются сегодня как традиционные, хотя появились они в ХХ веке. Например, бег в мешках, с коромыслом на плечах, с яйцом в ложке, лазание по шесту, борьба на бревне с мешками. Эти шуточные соревнования пришли к нам с русских ярмарок и из балаганов. А прижились именно потому, что преумножили возможности для участия людей в праздничном действии — в частности, женщин. Были попытки внедрить в Сабантуй шахматы и шашки, но от них отказались. И, по-моему, правильно сделали: не стоит разбивать участников Сабантуя, ведь это — общий, коллективный праздник.

И ещё: во всём должна быть мера. К примеру, отыскать монету в катыке, окунувшись в него лицом, может быть и весело, но и неприглядно. Я во многих регионах опросила стариков и они в один голос утверждают: это не народная традиция.

Народные традиции — это завещанное нашими предками национальное богатство. А к заветам надо относиться бережно и с умом. Нет спора: время вносит в традиции свои веяния. Но их, эти веяния, надо тщательно и со знанием дела просеивать через народную психологию: она не ошибается. Ею порождён замечательный праздник Сабантуй, ей и быть его режиссёром.

Обычаи и праздники татар Р.К. Уразманова

На обширной территории от Тамбова — на западе, до Омска — на востоке и от Перми и Кирова — на севере, до Астрахани — на юге компактными группами проживают татары. Это второй по численности (по данным переписи 1989 г., около 7 млн. человек) и самый крупный из тюркских народов Российской Федерации. Татарский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Традиционная религия татар — ислам, за исключением небольшой группы татар, которые были обращены в православие в XVI—XVIII вв. Они так и называют себя: “кряшен” — “крещеные”. Среди татарских праздников есть как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные).

Татарский мужской и женский праздничный костюм

Праздник по случаю завершения поста (Ураза гаете)

Праздник начинался с проведения коллективной утренней молитвы — Гает намазы, в которой принимало участие все мужское население, в том числе и мальчики. Когда позволяли погодные условия, такие богослужения проводили под открытым небом, недалеко от кладбищ; в непогоду — в мечетях. Затем шли на кладбище, где каждый совершал намаз возле могил своих близких. Тем временем дома женщины готовили праздничное угощение. К завтраку приступали лишь по возвращении мужчин. В праздничные дни (Ураза гаете длился три дня) с поздравлениями обходили дома родственников, соседей.

“Карга боткасы” — так называется этот обряд в татарских аулах. При появлении проталинок, освобождении от снега пригорков и холмов вокруг деревни почтенные старцы аулов — аксакалы — подсказывали детям, что наступило время кашу варить. Мальчики и девочки группами по нескольку человек обходили дома на своем конце деревни и собирали продукты. Одна хозяйка даст крупы — пшена, полбы или гречки, другая — яиц, третья — масла. Для каши все сгодится! А чтоб хозяева были более щедрыми, дети нередко заранее готовили различные заклички, которые хором выкрикивали, подходя к дому. Затем, захватив с собой большой котел, немного дров, отправлялись на природу. Там под руководством одной-двух пожилых женщин из собранных продуктов готовили кашу для коллективного угощения. А после угощения начинались детские забавы, игры. С этого времени начиналась подготовка к празднику — Сабантую.

Особого названия у этого обряда не было. Жителей деревни о таком дне оповещали заранее, чтобы хозяйки успели покрасить яйца. Красили их в отваре луковой шелухи. В зависимости от того, сколько шелухи клали, цвет яиц мог быть от золотисто-желтого до темно-коричневого. В отваре березовых листьев яйца получали различные оттенки зеленого цвета. Кроме того, пекли особые шарики из теста — баурсак — или мелкие булочки, крендели, покупали конфеты. С особым нетерпением ждали этот день дети. Матери из красных концов полотенец шили для них специальные мешочки для сбора яиц. Нередко дети ложились спать одетыми, обутыми, чтобы утром не терять время на одевание, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано утром, чуть свет, мальчики и девочки в возрасте от трех до десяти лет начинали обход домов. Заходя в дом, ребенок произносил: “Пусть легкой будет моя нога (это пожелание благополучия в наступившем году!), пусть будет много кур и цыплят”. Если малыш не мог (не успел) это сказать, на помощь приходила хозяйка. Произнося эти слова, она сажала его на подушку и наблюдала. Если ребенок сидел спокойно, не егозил, то наседка выведет курочек, если наоборот, то будет много петухов. Получив угощение, поблагодарив хозяев, малыш спешил в другой дом. Таким образом обход продолжался часа два.

Как и соседние народы — мордва, марийцы, удмурты, чуваши, русские, татары в основной массе своей были сельскими жителями и занимались земледелием, различными ремеслами, разводили домашний скот. Поэтому их народные праздники были связаны с циклом сельскохозяйственных работ. Особо ожидаемой была весна, которая радовала своим теплом, распускающейся зеленью. Да и время это особое. “Весенний день год кормит” — говорит народная мудрость. Такое время встречали праздником, который назвали “Сабан туе” — “свадьба плуга”, а возможно, “свадьба (торжество) яровых”, ведь слово “сабан” означает и то и другое, ну а “туй” — это “свадьба”, “торжество”.

Зрители располагались кругом в несколько ярусов: передние сидели на земле, задние смотрели стоя. Начинали борьбу мальчики пяти-шести лет. иногда два старика. Затем поочередно боролись мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Дружными возгласами одобрения зрители встречали каждый удачно проведенный прием. Тот, кто сумел положить на лопатки своего противника, получал подарок. Поединок продолжался до тех пор, пока один из борцов не признавал себя побежденным. После нескольких удачных схваток победитель становился претендентом на звание сильнейшего борца — батыра. Таких претендентов набиралось несколько человек; их борьба между собой становилась кульминационным моментом состязаний. Батыр, так же как и победитель скачек, получал один из лучших призов праздника.

Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе по-прежнему остается национальная борьба на кушаках. В качестве кушака используется полотенце. Каждый борец обхватывает своим полотенцем противника за талию и таким образом ведет борьбу, стараясь положить его на лопатки.

В одних районах его проводили пешие юноши, в других — юноши верхом на лошадях, в третьих — пожилые мужчины. Повсеместно самым ценным подарком считалось полотенце, которое получали с каждой молодой женщины, вышедшей замуж после предыдущего Сабантуя. Они специально для этих целей готовили самое лучшее, богато орнаментированное полотенце из своего приданого.

Место состязаний, а иногда и сами состязания назывались “майдан”. По традиции они включали в себя скачки, бег, прыжки в длину и высоту, национальную борьбу корэш. Во всех видах состязаний принимали участие все желающие — мальчики, юноши, мужчины. Девушки, женщины лишь наблюдали со стороны. Состязания проводились по веками выработанному распорядку. Начинали их скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на деревенские скачки выставляли коней все, кто мог. Наездниками были мальчики 8—12 лет. Участники скачек, собравшись вместе, отправлялись к месту старта, расположенному в 5—8 км от аула. Их сопровождал один из руководителей состязаний. По его сигналу конники стартовали по полевой дороге в сторону деревни, к финишу, где их поджидали участники праздника. Победителю дарили одно из лучших полотенец. Наездники и владельцы скакунов получали отдельные призы.

Сабантуй празднуют во многих городах России, где проживают татары, например в Москве, Петербурге, Самаре, в ряде городов промышленного Урала, Сибири, Крайнего Севера и др.

В то время когда наездники отправлялись к месту старта, проводились другие состязания, в частности бег. Участники подразделялись по возрасту: мальчики, взрослые мужчины, старики. Принцип организации состязаний был тот же, что и скачек: старт устраивали в отдалении, а финиш — на майдане. После завершения состязаний люди расходились по домам угоститься праздничными кушаньями. А через несколько дней, в зависимости от погоды, приступали к севу яровых культур. Сабантуй остается и по сей день самым любимым массовым праздником. Почти повсеместно он проходит по единой схеме. В городах это однодневный праздник, а в сельской местности он состоит из двух частей: сбора подарков и майдана. Кроме того, в сельской местности это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей, так как сейчас празднуют Сабантуй летом, после завершения весенних полевых работ.

Широкое распространение получили различного рода шуточные состязания во время празднования Сабантуя. Их довольно много. Это бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом; бег с ведрами на коромысле, наполненными водой; бег в мешках; бег по двое, когда нога одного привязана к ноге другого. Много смеха вызывает бой мешками, набитыми сеном или соломой, который ведут, сидя на бревне; или состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой горшок, стоящий на земле. Популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, на верху которого повешен приз (иногда живой петух в клетке), и т. д. Эти состязания являются наиболее массовыми, во многих из них активно участвует женская половина собравшихся.

Одновременно проводятся состязания певцов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Любой присутствующий, когда пожелает, может включиться в состязание, которое ему по душе, и отдохнуть, получить заряд бодрости и веселья.

Мы слышим слово «Сабантуй» и сразу же представляем солнечный и тёплый летний день. Сабантуй — самый любимый праздник татарского народа, который весело и широко отмечается ежегодно. Но не все, наверно, знают, как он появился, и что означает слово «Сабантуй».
Название праздника происходит от тюркских слов: «сабан» и «туй». Слово «туй» означает праздник. А вот слово «сабан» имеет несколько значений. Во-первых, этим словом обозначается сельскохозяйственное орудие труда, плуг. А все остальные значения обозначают время пахоты, пашню, время полевых работ, яровые культуры. В последние годы Сабантуй часто называют праздником плуга. Но это не совсем верное название. Было бы точнее говорить, что это «праздник весеннего сева», «праздник яровых». Поскольку весь ход праздника показывает, что он проводится в честь весеннего сева. Наши древние предки, будучи язычниками, делали жертвоприношения божествам плодородия и духам земли, чтобы задобрить их и обеспечить богатый урожай хлеба.

Предпраздничные обряды

Точной даты и определённого дня недели проведения Сабантуя не было. Всё зависело от погодных условий, интенсивности таяния снега и степени готовности почвы к севу яровых культур. Обычно это приходилось на конец апреля. Накануне Сабантуя проводили особый обряд «Карга боткасы», который считался начальным этапом праздника.

Обряд празднования Сабантуя состоял из двух частей. Сначала проводили магические церемонии, а потом — состязания, игры и массовые увеселения. Подготовка к Сабантую начиналась за несколько недель до праздника. Как правило, старейшины деревень — аксакалы,- договорившись между собой, определялись с датой и местом проведения праздника. Обычно местом празднования выбирали красивые зелёные луга вблизи рек, озёр и лесов.
Обряд «серэн салу» или «серэн» занимал главное место среди других подготовительных обрядов. Его также называют «селге жыю», т.е. сбор подарков для победителей состязаний и участников народных игр. Юноши разъезжая по деревне на украшенных конях, выкрикивали: «Арапэ! Арапэ!
Арапэ!» Иногда сбором подарков занимались и пожилые мужчины. Держа в руках деревянный шест (жердь), они ходили по улицам и собирали подарки: вышитые платки, полотенца и отрезы материи и т.д. Вместе с подарками собирали и яйца для Сабантуя.
Как мы уже говорили, перед Сабантуем исполнялся обряд жертвоприношения, где в жертву приносили белого коня, белую утку или гуся.

Кроме того, выбирался определённый участок поля, и в день Сабантуя проводилась его обрядовая запашка. В борозду клали крупные куриные яйца, которые затем собирали дети с пожеланиями богатого урожая. Вероятно, в древности таков был обряд культового кормления духов земли в надежде, что от этого зёрна в колосьях будут такие же крупные, как яйца. Именно эта часть Сабантуя прежде была основной, наиболее важной, а игры и состязания лишь украшали и подчёркивали важность праздника. Однако все языческие обряды и жертвоприношения со временем забывались, подвергались изменениям, остались только народные игры, состязания и увеселения.

Итак, вы узнали, что Сабантуй, который начали праздновать ещё кочевники, затем превратился в праздник земледельцев, а до нас дошёл уже просто весёлым народным гулянием. Это один из национальных праздников, который, подвергаясь изменениям, меняясь вместе со временем и людьми, дошёл из глубокой древности до наших дней.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Теоритическая помощь в медицине