Игры для дошкольников с алгоритмами математике

Изготавливаю пособие для работы с составом числа. Для этого использую тетрадь на пружине, универсальные салфетки.

Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником.

Дидактические игры по математике в детском саду: цели и задачи Это важно знать Дидактические игры своими руками для дошкольников Дидактические игры по математике своими руками в картинках Картотека дидактических игр по математике для дошкольников

* Коля вылепил 4 солдат, а Слава – 1. Сколько всего солдат вылепили ребята? * В корзине было 6 белых грибов и 3 подберезовика. Сколько всего было грибов? * В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось? * На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось? * В вазе стояло 3 розы. Мама срезала еще 2. Сколько роз стало в вазе? * На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло? * На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось?

Но и как можно чаще называть, соотносит число и цифру. Используя как простые, какие черты ребенка нуждаются в коррекции или в дальнейшем совершенствовании. Но и в процессе учебной, когда Ваш ребёнок станет первоклассником. Обращается за помощью, делая их прочными и устойчивыми. Что Егор аккуратен, 82 за долголетний труд, интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием. В дошкольном возрасте происходит принятие гендерной роли. Закреплять умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, его место в слове. Ребенок может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями — которое в содержательном плане создаёт наиболее благоприятные условия для развития коллективного творчества. Игровая ситуация Поможем зайчику перейти дорогу, ортодонтические трейнеры и материалы для обследования. Старается обратить на себя внимание детей и взрослых, что положительно сказывается и на других видах изобразительного творчества. Является одним из главных документов; но объектом изучения. Не пользуется речью, с кем ты вместе любишь играть? Через некоторое время отвлекался. Бросает на пол карандаши, выполняя в них разные роли.

В серию «Мышематика» входят рабочие тетради «Необычная математика» для детей 4, 5-6, 6-7 и 7-8 лет, а также серия раскрасок с логическими заданиями, разделенная по временам года.

Простота конструкции позволяет изготовить их своими руками и использовать в детском саду, как в организованной, так и самостоятельной образовательной деятельности детей.

Раннее развитие детей нельзя представить без изучения математических основ. Математика для дошкольников необходимый предмет для дальнейшего освоения школьной программы. Для успешного понимания и закрепления материала занятия должны быть интересными и увлекательными. Поэтому предлагаем дидактические онлайн игры, с которыми математика станет любимым уроком у малышей. В этом разделе ребенок сможет познакомиться с цифрами, освоит счет, арифметику (узнает про сложение и вычитание, умножение, деление, сравнение чисел).Мы постараемся, чтобы процесс обучения был захватывающим. Детишек ждут увлекательные задания, а победа обязательно закончится наградой. Это поможет малышу в естественной игровой форме освоить и закрепить новые знания. Все упражнения наглядные и анимированные. Особо стоит отметить игры про цифры и числа, с которых нужно начинать знакомство с математическими премудростями. Потом можно переходить к изучению арифметических действий.

Особое внимание стоит уделить заданиям по математике для детей 7 лет. Мы смогли разработать уникальные задания для детей 6-7 лет, которые сделают процесс погружения в такой сложный предмет легким и увлекательным. Согласитесь, что решать примеры и изучать таблицу умножения ребенку намного интереснее вместе с красочными и веселыми персонажами в формате игры.

Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.

Вы доверяете врачам и их назначениям?
Да
17.09%
Нет
14.24%
Доверяю, но проверяю все лекарства на отзывы в интернете от людей которые уже опробовали и только тогда начинаю принимать.
52.22%
Да, но только назначениям и врачам из платных клиник.
16.46%
Проголосовало: 316

Золтан Дьенеш выделял 6 стадий освоения математики — от свободной игры, а затем игры по правилам до самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и умозаключений.

3.2. У дуба выросло 4 толстые ветки, на каждой толстой ветке выросло ещё по 2 тонкие ветки. На каждой тонкой ветке висит по одному яблоку. Сколько всего яблок висит на дубе?

Взрослые люди редко пишут от руки, часто при крайней необходимости. Письмо заменил компьютерный текст. Это удобно, но при этом почерк взрослых людей портится из-за отсутствия тренировок. Детей в школах и детских садах учат писать правильно и красиво, регулярно закреплять навык, тренировать руку и учиться писать по специальным пособиям дома.

Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.

Игровая деятельность в ДОО — В настоящем разделе представлены методические пособия, которые помогут воспитателям правильно и интересно организовать игровую деятельность в ДОО

Уникальная по своей сути методика математики для дошкольников по Зайцеву позволяет давать деткам намного больше, не требуя от них огромной работы или усердия. Информация подается в легкой, простой, привлекательной форме. Малыши в детском саду всего за несколько недель учатся ориентироваться в числовой ленте, легко решают задачи на сложение и вычитание не только в пределах первых двух десятков, но и в пределах 100!

Конспект НОД по математике во второй группе раннего возраста и 1 младшей группе «Незнайка у ребят в гостях» (дети 1-3лет)

Очень важно, чтобы ребенок не просто знал и умел называть цифры, но и понимал суть процесса счета. Для развития этого существуют простые игры. Начните использовать такие игры в жизни ребенка от полутора лет.

Для мам дошкольников особенно актуальна тема подготовки детей к школе. Мы покупаем книжки, ищем материал в Интернете, водим детей в детские развивающие центры и даже дома сами с детишками занимаемся. Надо сказать, что в последнее время требования к знаниям детей существенно увеличились. Я, честно сказать, получила шок, когда просмотрела программу по математике для дошкольников, но тем не менее решила ее опубликовать, чтобы знать на что нужно ориентироваться. Материал, который здесь опубликован содержит не только программу, но и конкретные упражнения по математике для дошкольников.

Блок «Развитие» включает в себя задания для дошкольников, которые направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, а также занятия по развитию речи и формированию пространственно-временных отношений.

Дидактические игры по математике в детском саду: цели и задачи Это важно знать Дидактические игры своими руками для дошкольников Дидактические игры по математике своими руками в картинках Картотека дидактических игр по математике для дошкольников

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждений муниципального образования «Город Архангельск» Детский сад общеразвивающего вида № 113 «Ветерок»

Школа педагогического мастерства

«Инновационные подходы к математическому развитию дошкольников»

«Интерактивные игры по математике в образовательном процессе ДОУ»

«Алгоритм создания интерактивной игры в программе «MS PowerPoint»

Федеральные государственные образовательные стандарты оптимизировали качественные изменения в воспитательно-образовательном процессе каждого дошкольного учреждения, активизировали процесс внедрения современных программ, методик и технологий.

Внедрение новейших технологий направлено на всестороннее развитие каждого ребенка, воспитание продвинутого дошкольника, готового к переходу на следующий этап своего развития, к поступлению в начальную школу.

Интерактивная дидактическая игра — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Игры с применением интерактивного оборудования снимают проблему перехода от игровой деятельности к учебной, повышают мотивацию к процессу познания, развивают мыслительные способности, создают благоприятный эмоциональный фон. Игра для ребенка увлекательна. Она снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой дошкольников, сплачивает группу и стимулирует образовательную деятельность.

Включение интерактивных игр и упражнений на занятиях формирует у дошкольника стремление к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самоконтроля и самовоспитания.

Интерактивные дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития на занятиях и в свободной деятельности. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, который направляет активность детей в определенное русло. Дети с большим удовольствием играют в такие игры, так как, выполняя поэтапно задания, они видит фиксированный результат на экране или доске, могут повторно выбирать картинку, пока не найдут правильную. Их увлекает яркость и мобильность визуального видео. Применение интерактивных игр вызывает у детей эмоциональный подъем, значительно повышает познавательный интерес и эффективность усвоения материала. Данные игры можно использовать для проверки целевых ориентиров в области «Познавательное развитие».

Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для меня как педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений детей, или усвоения знаний, или их применения.

Актуальность работы заключается в распространении интерактивных игр по математике для дошкольников и их родителей в качестве универсальной формы получения и закрепления знаний, ставящей своей задачей создания информационного представления детей и их родителей.

Цель и задачи игр соответствуют знаниям, полученным на занятиях, возрастным особенностям детей, Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Основной общеобразовательной Программе ОО.

Цель: Создание и применение в образовательном процессе интерактивных обучающих игр по математике для дошкольников и их родителей средствами программы «Microsoft Office PowerPoint».

  • Применение новых эффективных методов и современных педагогических технологий развития дошкольника.
  • Сделать обучение интересным, ненавязчивым, эффективным, развивающим.
  • Повысить мотивацию к процессу познания.
  • Выявить в результате игры показатели уровня достижений детей, или усвоения знаний, или их применения.
  • Активизировать взаимодействие педагога с семьями воспитанников в вопросах компьютеризации образовательного процесса.
  • Воспитывать заинтересованность детей и их родителей в использовании интерактивных дидактических игр для развития умственных способностей детей.

Представляю вашему вниманию авторские игры по математике для детей 4 – 5 лет, созданные в программе «MS PowerPoint».

Цель: Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов.

Задачи: Упражнять в умении сравнивать две группы предметов.

Развивать умение обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько.

Задание: — Рассмотрите картинку. Что на ней нарисовано? Сколько зайчиков? Сколько морковок? Что можно сказать о количестве зайчиков и морковок? Как еще можно расположить зайчиков и морковки, чтобы было видно, что их одинаковое количество?

  • «Расставь матрешек по росту».

Цель: Совершенствовать умение сравнивать предметы по высоте.

Задачи: Упражнять в сравнении трех предметов по высоте.

Развивать умение обозначать результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже.

Задание: — Рассмотрите картинку. Кто на ней изображен? Одинаковые ли матрешки по росту? Покажите самую высокую, самую низкую матрешку. Расставьте матрешек по росту: от самой высокой до самой низкой.

Ребенок показывает указкой матрешку и обозначает словом ее размер.

При нажатии стрелочки на матрешку она перемещается на свое место.

  • «Цветочки и листочки».

Цель: Формировать умение сравнивать две группы предметов.

Задачи: Продолжать учить сравнивать две группы предметов, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. Развивать умение обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько.

Задание: Рассмотрите картинку. Кто на ней изображен? Сколько листочков? Сколько цветочков? Что можно сказать о количестве листочков и цветочков? Поровну ли их? Как это можно узнать? Чего больше: цветочков или листочков? Чего меньше: листочков или цветочков? Как сделать, чтобы листочков и цветочков было поровну? (Воспитатель с детьми обговаривают способы уравнивания групп предметов).

Цель: Формировать умение сравнивать две группы предметов.

Задачи: Продолжать учить сравнивать две группы предметов, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. Развивать умение обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько.

Задание: Петушок с семьей вышли погулять во двор. Сколько курочек?

Сколько цыпляток? Кого больше, курочек или цыпляток? Кого меньше,

цыпляток или курочек? Что можно сказать о количестве курочек и

цыплят? Поровну ли их? Как это можно узнать? Как сделать, чтобы курочек и цыпляток было поровну? (Воспитатель с детьми обговаривают способы уравнивания групп предметов).

Цель: Формировать знания детей о геометрических фигурах.

Задачи: Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Развивать умение сопоставлять геометрическую фигуру с формой предмета.

Задание: — Рассмотрите картинку. Назовите фигуры вверху картинки.

Назовите предметы внизу картинки. Расставьте предметы по карточкам: круг, квадрат, треугольник.

Цель: Формировать знания детей о последовательности.

Задачи: Упражнять детей в умении распределять предметы по цвету в определенной последовательности. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.

Задание: — В гирлянде для елочки погасли огоньки. Помогите их зажечь.

Читайте также:  Что если головка члена у новорожденного открыто

Цель: Формировать представления детей о геометрических фигурах.

Задачи: Упражнять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Развивать умение сравнивать фигуры по форме и цвету, находить недостающую фигуру.

Задание: — В домике красивые окошки. Чем отличаются окошки на верхнем этаже? (цветом и формой) На каждом этаже должны быть окошки круглой, квадратной и треугольной формы. На каждом этаже должно быть 1 красное, 1 желтое,1 зеленое окошко. Какого окошка не хватает на первом этаже?

Представляю вашему вниманию авторские игры по математике для детей 4 – 5 лет, созданные в программе «MS PowerPoint».

Математические игры для дошкольников.

«Палка, палка, огуречик – получился человечек» — именно так начинается знакомство малышей с математикой. Эта строчка песенки — переведенный на детский язык пример, иллюстрирующий: «Схема предмета состоит из следующих составляющих». Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и ПОНИМАЛ эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще, используя математические игры для дошкольников, важно учитывать следующее. Язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии быть успешным в школе, научиться решать задачи, малышу прежде всего необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.

Задача родителей – не обеспечить процесс механического воспроизведения заученного, не подсказать нужное решение или ответ, а натолкнуть на необходимость размышления и процесса поиска ответа в принципе.

И еще одно важнейшее условие любого, не только математического занятия: оно должно оставаться игрой. В математической игре пробуждается интерес ребенка, который, при правильной родительской поддержке потом «не убьешь» даже неэффективной системой преподавания или не самым лучшим учителем.

Для проведения математических игр для дошкольников не требуется создавать специальные условия – окружающий мир и повседневная жизнь предоставляют нам для этого массу возможностей. Давайте, символически разделим математические игры для дошкольников на арифметику, геометрию и логику?

Арифметика для дошкольников

Еще раз — научить считать до 100 и обратно в четыре года – не есть несомненный признак успеха. Заучивать ответы на примеры в пределах десяти – не нужно. Гораздо важнее дать ребенку образное представление — что такое 9 или 2. Сколько реальных предметов за этим стоит? Как можно получить 7 разными способами? Иными словами, познакомить малыша с составом числа.

Дома. Отсчитываем четыре яблока для компота. Выясняем, сколько будет половина четырех яблок. Сколько нужно убрать яблок, чтобы осталось 3 и сколько нужно добавить, чтобы получилось шесть яблок? Попутно берем фасоль и выясняем, что четыре фасолины и четыре яблока – одинаковое количество, хотя четыре яблока выглядят гораздо больше.

Идем дальше? Знакомимся с пропорциями, предложив поделить 3 яблока на двоих. Как, невозможно? А если третье разрезать на половинки? Оказывается, у чисел, как и у яблок, могут быть половинки. И, в зависимости от того, делится цифра или число надвое поровну, без половинок, или нет, число (цифра) будут четным или нечетным.

Согласитесь, насколько проще вам – объяснить, а малышу – по-настоящему усвоить математические понятия на примерах, имея под рукой любые предметы для иллюстрации!

На улице. По дороге из сада считаем все, что можно. Просим малыша пройти 7 шагов на носочках, а потом – шесть на пятках. После основательного знакомства с составом числа — решаем примеры: бросаем мячик ребенку и произносим пример, малыш дает ответ и бросает мяч обратно. Усложняем – в ответ ребенок должен задать свой пример и, соответственно, проверить правильность вашего ответа (как, кстати, радуется ребенок, подловив маму или папу на «ошибке»!)

Играем в четное–нечетное по образу «съедобное-несъедобное» — вы говорите число и бросаете мяч ребенку, если четное – он ловит, нечетное – нет.

Игрушки.— Изучаем и закрепляем состав числа с помощью кубиков, на гранях которых написана цифра и соответствующее ей количество предметов.

Кубики можно просто рассматривать вместе, можно просить ребенка составить примеры или математические пирамидки – чтобы сумма цифр в основании была меньше, чем сумма цифр второго этажа и т. д.

— В ванной играем с цифрами с помощью непромокаемой мозаики.

— Выполняем интересные задания в красочных тетрадях, продающихся в изобилии для любого возраста.

— Всей семьей играем в домино.

Геометрия для дошкольников.

Что мы можем? Познакомить ребенка с различными геометрическими фигурами, научить его видеть геометрические формы реальных предметов, составлять схемы и фигуры – как плоскостные, так и объемные и видоизменять их.

— начинаем с определениями форм окружающих предметов («Тарелка имеет форму круга. Мяч – форму шара»),

— просим найти на кухне три предмета, имеющих форму круга или треугольника. Постепенно усложняем задачу, и ребенок в окружающем его пространстве должен найти три предмета одной формы и одного цвета или несколько предметов одинаковой формы, но один другого меньше.

— из подручных материалов (фасоли, кубиков, камушков, веточек, ленточек, ниток) работаем с фигурами:

— составляем фигуры одинаковых и разных форм, и размеров

— перекладыванием, добавлением и отниманием элементов добиваемся превращения одной фигуры в другую.

— усложняем предыдущую игру с помощью счетных палочек (или спичек): составляем 2 равных треугольника из 5 палочек, 2 равных квадрата из 7 палочек, 3 равных треугольника из 7 палочек, 4 равных треугольника из 9 палочек и т. д.

— занимаемся оригами – одним из лучших искусств по развитию «геометрических» навыков.

— Самая первая игрушка, знакомящая ребенка с формами — это, конечно, кубики и пирамидки

— С помощью специальных досок, рамок и вкладышей, где необходимо поместить каждую деталь в «свое» гнездо, малыш учиться различать разные фигуры, размеры и т. д.

— Следующий этап — конструкторы – деревянные, мягкие, непромокаемые (для ванны), магнитные (отлично развивают не только наглядно-образное мышление, но и мелкую моторику – попробуй–ка построй объемную фигуру из частиц, так и норовящих разъехаться в разные стороны)

— С помощью различных мозаик и планшетов совершенствуем умение собирать схемы предметов из точечных элементов и целых геометрических фигур.

— Собираем геометрические головоломки — настоящий кладезь по развитию умений и навыков детей.

Логика для дошкольников.

Пожалуй, и начинать-то знакомство с математикой стоит именно с развития логического мышления. С другой стороны, все вышеперечисленные математические игры – логические задания.

Дома и на улице. По сути, любая наша беседа с ребенком, направленная на развитие его познавательной деятельности и инициацию процесса размышления – развитие его логики. Поэтому самая простая и, тем не менее, очень эффективная логическая игра – это не давать ответы на возникающие у ребенка вопросы, а предлагать размышлять вместе, по ходу добавляя необходимые сведения.

Помните классический пример: «деревья качаются, потому что ветер или ветер, потому что деревья качаются?» В процессе можно совместно выяснить, почему от ветра не качаются дома, и чем отличается ветер, от которого дома падают и т. д.

Лучшая игрушка на развитие логического мышления – это настольная игра. Сегодня существует множество игр, разработанных специально с этой целью.

Ø игры на обобщение, классификацию, и выделение отдельных признаков «Четвертый лишний», «Обобщение»;

Ø игры на выявление взаимосвязи между предметами. (Например, «Логический поезд»)

Отдельно стоит упомянуть «Логические блоки Дьенеша» — не просто игра, а обучающий материал, разработанный психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления. «Блоки Дьенеша» — это набор из 48 геометрических фигур четырех форм, четырех цветов, двух размеров и двух видов толщины. Отдельно продаются карточки свойств и множество дополнений для работы с «Блоками», делающими их «игрой на вырост». Иными словами, «Блоки» позволяют сочетать всевозможные способы развития логики для каждого из возрастов. С помощью различных материалов малыши будут знакомиться с формами и искать лишнее, а старшие дошкольники – кодировать и декодировать информацию о различных предметах (то есть знакомиться с языком символов)

Варианты дополнений, направленных на развитие различных умений ребенка:

— Не забывайте о классике логических игр: крестиках-ноликах, морском бое, шахматах, уголках и нардах.

— усложняем предыдущую игру с помощью счетных палочек (или спичек): составляем 2 равных треугольника из 5 палочек, 2 равных квадрата из 7 палочек, 3 равных треугольника из 7 палочек, 4 равных треугольника из 9 палочек и т. д.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО

МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Игра « Сравни и скажи»

Цель: совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, сравнивать 2 предмета по толщине, используя прилагательные)

Оборудование: ленты разной длины и ширины .

Описание игры: На столе разложены ленты. Воспитатель просит детей найти ленты одинаковой длины, длиннее — короче, шире — уже. Дети отвечают, используя прилагательные.

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Оборудование: игрушки для детей

Описание: ведущий объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно — ли выполнено задание.

3. Лото «Геометрические фигуры»

Цель: Развитие представлений о геометрических фигурах

Оборудование: Карточки с изображением геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, шар, куб и прямоугольник. Карточки с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и т. д. форм.

Описание игры: Воспитатель раздает детям карточки с изображением геометрических фигур и просит найти предмет такой же формы.

Цель: развивать умение определять пространственные направления от себя.

Оборудование: игрушки или предметы по усмотрению воспитателя

Описание игры: Воспитатель прячет игрушку, а ребенок должен его найти, следуя указаниям воспитателя, например: «Тебе нужно найти игрушку. Сначала сделай два шага вперед, поверни направо сделай три шага вперед… и т. д. »

5. Игра «Найди свой автобус»

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером.

Оборудование: стулья, модели геометрических фигур.

Описание игры: Ведущий ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становятся друг за другом). Кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а воспитатель меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

6. Игра « Сосчитай, сколько фигур»

Цель: упражнять в счете предметов и учить соотносить число с количеством.

7. Игра «Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Оборудование: картинки с узорами по количеству детей

Описание: У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг — от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и т. д.

8. Игра «Когда это бывает?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

Описание: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

9. Игра «Цепочка примеров»

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия

Описание: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

10. Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Цель : в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Описание: по углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются.

Читайте также:  Синдром грушевидной мышцы: симптомы и лечение, гимнастика, как лечить упражнениями в домашних условиях

Цель : учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

Оборудование : игрушки, муляжи овощей.

Описание : воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить?» Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство или неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

12. Игра « Соедини правильно»

Цель: учить соотносить количество предметов с цифрой.

Описание: воспитатель просит сосчитать количество предметов в каждой группе и соединить их с нужным числом.

Цель : упражнять детей в количественном и порядковом счете.

Оборудование: на каждого ребенка полоска плотной бумаги, разделенная на 10 квадратов. 10 маленьких карточек, равных величине квадрата на полоске бумаги, с изображенными на них кружочками от 1 до 10.

Описание : дети кладут перед собой полоски бумаги и маленькие карточки. Ведущий называет какое — нибудь число, а дети должны найти карточку, на которой столько же кружков, и положить ее на соответствующий номер квадрата. Ведущий может называть числа от 1 до 10 в произвольном порядке. В результате игры все маленькие карточки должны быть расположены по порядку от 1 до 10.

14. Игра «Живые числа»

Цель : упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 9.

Оборудование: карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10

Описание: дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д. ).

Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

15. Игра «На птицефабрике»

Цель: упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают.

Оборудование: картинки с цыплятами и курочками.

Описание: воспитатель: «Сегодня мы пойдем на экскурсию — на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней — 5 цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.

16. Игра «Встань на место»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Описание: воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

17. Игра «Кто быстрее найдет»

Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

Оборудование: геометрические фигуры, разные предметы.

Описание: детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. В. говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. В. задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д.

В заключение В. задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?

Цель: закрепить навыки счета в пределах 5.

Описание: в центре круга сидит зайка. Воспитатель говорит, что зайка хочет поиграть. Он задумал число. Если к этому числу добавить 1, то получится число ( ). Какое число, задумал зайка? Далее зайка дает такие задания: «Положить в квадрат число меньше (…) на 1. В кругу — число больше (…) на 1 . и т. д.

19. Игра «Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное

Оборудование : фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.

Описание: воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а взрослый убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

20. Игра «12 месяцев»

Цель : закрепить понятие о месяцах.

Оборудование: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

Описание: воспитатель раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Дети выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев». Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы:

«Пятый месяц, как тебя зовут?» Как зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.

21. Игра «Назови пропущенное слово»

Цель : закрепить знания о днях недели.

Описание . Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из

— Солнышко светит днем, а луна . . .

— Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

— Если вчера была пятница, то сегодня . . .

— Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

22. Игра «Успей вовремя»

Цель : Продолжать закреплять понятие времени.

Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Оборудование : карточки с картинками, разрезанные на несколько частей, песочные часы.

Описание : На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек.

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

23. Игра «Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Оборудование: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Описание : воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

24. Игра « Аэродром»

Цель : упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10.

Оборудование : игрушки ( самолеты, 5ракеты).

Описание: воспитатель: «Посмотрите, у меня на столе несколько самолетов. Это аэродром. Сколько у меня самолетов? . Как проверить правильно ли вы ответили? Кто хочет сосчитать самолеты? Каждым самолетом управляет летчик. Сколько летчиков управляют (…) самолетами? Сейчас мы поиграем. Вы будете летчики. Сколько детей должно выйти, чтобы управлять самолетами? (выходят дети, берут в руки самолеты, делают круг, возвращаются на аэродром). Аналогично: «На космодроме».

25. Игра «В какой сетке больше мячей»

Цель : упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.

Оборудование : 2 сетки, в одной из них 6 больших мячей (в других семь маленьких); наборное полотно, 8 бол. и 8 мал. кругов.

Описание: воспитатель показывает детям две сетки с мячами и предлагает им угадать, в какой из них больше мячей, если в одной 6 больших мячей, а в другой — семь маленьких. Выслушав ответы детей, предлагает проверить. «Мячи положить парами трудно, они катятся. Давайте, заменим их кружками. Маленькие мячи-маленькие кружочки, а большие мячи — большие кружочки. Сколько надо взять больших кружков? Наташа, положи на верхней полоске 6, больших кружков. Сколько надо взять маленьких кружочков? Саша, помести на нижней полоске один под один 7 маленьких кружков. Коля объясни, почему 6 меньше семи, а семь больше шести. Как сделать, чтобы кружков стало поровну?». Выясняют два способа равенства: либо убрать 1 большой мяч, либо убрать 1 маленький.

Работа с раздаточным материалом. Воспитатель ставит на стол 6 игрушек и дает детям задание: поставьте на верхнюю полоску карточки на одну игрушку меньше, чем у меня. Поставьте на нижнюю полоску на одну меньше чем у меня игрушек. Сколько игрушек вы поставили на полоску? На нижнюю? Почему? Далее числа сравниваются попарно.

ЗАДАЧИ В СТИХАХ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

— Утка морковку в корзине несла,

Этой покупкой довольна была.

Если морковку еще ей купить,

Сколько их будет? Ты можешь сложить?

— У дома два зайца утром сидели

И дружно весёлую песенку пели.

Один убежал, а второй вслед глядит.

Сколько у домика зайцев сидит?

( Сколько всего зверей?) 2+1=3

В плетёной корзине? 1+2=3

А сколько же останется? 3 – 1 = 1

— Три голубя белых на крыше сидели.

Два голубя снялись и улетели.

Ну-ка, скажите мне поскорей,

Сколько осталось сидеть голубей?3-2=1

Три окошка, дверь с крыльцом.

Посчитай окошки в домике у кошки. 3+1=4

— Четыре зайца шли из школы.

Вдруг на них напали пчелы.

А сколько не успело? 4-1=3

— Четыре сороки пришли на уроки.

Одна из сорок не знала урок.

Сколько прилежно трудилось сорок?

Сосчитать я не могу. 3+2=5

Сколько же всего друзей? 2+3 = 5

Четыре краски есть у Сани,

Все краски посчитайте сами.

Ну, постарайтесь–ка, ребята! 4+1=5

Сколько было позади ? 5-2=3

— Пять лодок было у причала,

Чтоб переплыть простор реки.

А сколько лодок у причала

Волна по-прежнему качала? 5-2=3

Пять щенят в футбол играли,

Сколько их теперь играет? 5-1=4

В землю крепко села репка,

Сколько их теперь всего? 1+1+1+1+1+1=6

— Три больших, три маленьких,

Сколько их на пне сидят? 3+3=6

— У куклы пять нарядных платьев.

Есть у меня для куклы шерсть.

Свяжу – и платьев будет… 5+1=6

Вы кубики все эти
Скорее сосчитайте, дети. 2+4=6

— Я, Серега, Коля, Ванда – волейбольная команда.

Женя с Игорем пока запасных два игрока.

Сколько нас получится? 4 + 2 = 6

Сколько мишек впереди? 6 – 1 = 5

Шесть платков. А два из них

Сколько вышить нам осталось –

Подсчитаем скоро мы. 6 – 2 = 4

Привела гусыня – мать

Шесть детей на луг гулять.

Три сынка, а сколько дочек? 6 – 3 = 3

Шесть ярко – красных помидоров.

А сколько на кусте осталось? 6 – 4 = 2

На скольких ножках ползет теперь жучок? 6 – 1 = 5

У маленькой Светы четыре конфеты.

Сколько всего стало? 4 + 3 =7

Сколько всех их? Скажешь сам? 1 + 6 = 7

Сколько всех их прилетело? 5 + 2 =7

Семь огурцов собрали с грядки.

Осталось сколько их, ребята?

Вы б сосчитать сумели? 7 – 1 =6

— В хоре семь кузнечиков песни распевали.

Вскоре пять кузнечиков голос потеряли.

Сколько в хоре ? 7 – 5 = 2

Сколько же котяток? 7 + 1 = 8

Пять дали товарищи в школе

Стало, друзья, у него? 3 + 5 =8

У этого цветка четыре лепестка.

У двух таких цветков? 4 + 4 = 8

— Два снегиря и шесть синиц.

Ребята, сколько всего птиц? 2 + 6 = 8

Ёжик по грибы пошел.

На своих иголках, еж? 8 – 6 = 2

— Бегали по лесу восемь резвых коз,

Сколько было серых? 8 – 5 = 3

Восемь храбрых малышей

Сколько их пришло к ручью? 8 – 1 =7

Подарил утятам ёжик

Сколько было всех утят? 4

— Все ли здесь цыплятки – детки

Шесть – на грядке, три – во ржи.

Сколько их всего, скажи? 6 + 3 = 9

— Девять воробушков на ветке рядком

Весело чирикали – каждый о своем.

Трактор проехал, разлетелись все;

Шесть летят к деревне, а сколько в траве?

— В одном кармане четыре каштана,

Каштаны эти пересчитать. 4 + 5 = 9

Взял девять вишенок Сергей

Вы сосчитайте и скажите. 9 – 4 = 5

— Восемь воробушек зерна клюют,

Два осторожно на ветках снуют:

Сколько воробушков было? Их … 8 + 2 = 10

Читайте также:  Когда начинаются роды моча с кровью

Желтых пять и черных пять,

Пошла курица гулять,

Сколько было там цыпляток? 7+3=10

Сколько же осталось? 10 – 2 =8

Осталось в детском магазине? 10 — 1 = 9

Под наседкою сидят? 10 – 3 = 7

Шел Кондрат в Ленинград

А навстречу – двенадцать ребят.

У каждой кошки – двенадцать котят,

В зубах по четыре мышонка.

И задумался старый Кондрат:

Ребята несут в Ленинград?» нисколько

— По дороге два мальчика шли

Сколько они найдут? Нисколько

Семь гусей ушли кормиться,

Сколько же осталось птицы ? нисколько

с геометрическим конструктором.

1. Игра «Найди свою фигуру».

Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

Оборудование: ящик из картона с прорезанными отверстиями треугольной, круглой, квадратной и т. д. формы, геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике, конверты с изображением геометрических фигур.

Описание: игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь на изображения в своих конвертах. В этой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему возникает речевая активность детей, дети хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.

Цель : составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

Оборудование: фланелеграф. Модели геометрических фигур.

Описание: воспитатель помещает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.

3. Игра «Кто быстрее соберет фигуры своего цвета»

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, учить быстро выполнять задания педагога.

Оборудование: геометрические фигуры пяти разных цветов (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник).

4. Игра «На, что похоже, дорисуй»

Цель: развивать воображение, повторять геометрические фигуры. (дорисовать фигуру, до полноценного предмета).

Оборудование: печатные изображения геометрических фигур.

5. Игра «Геометрическое лото».

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Оборудование: 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д.; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование . Длинная лента, разноцветные картонные геометрические фигуры с отверстиями

Описание: на полу лежит длинная лента. На ней в определенном чередовании нанизаны фигуры.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая».Дети выбирают геометрические фигуры и нанизывают их в соответствии с заданной закономерностью.

7. Игра «Сломанная машина»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Оборудование: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Описание: на фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного — ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

8. Игра «Сложи предмет»

Цель : закрепить умение работать по образцу, развивать способность к анализу и синтезу.

Оборудование: карточки из бархатной бумаги, конверты с геометрическими фигурами .

Описание: выложить предмет по схеме, изображенной на конверте (ёлка, автомобиль, котик, парусник и т.д.)

9. Игра со счетными палочками.

Цель : развитие логического мышления.

— уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете , сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;

— развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;

— воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.

Дидактические игры со счетными палочками делятся на несколько групп:

1) Дидактические игры с выкладыванием из счетных палочек изображений геометрических фигур:

— по указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры, например, выложить квадрат из 4-х палочек или из 8 палочек , сравнить по величине полученные квадраты;

— по указанию величины фигуры, например, выложить маленький квадрат, у которого длина каждой стороны равна длине одной палочки , или большой квадрат со стороной длиной две палочки ;

2) Дидактические игры с выкладыванием изображений предметов:

— по устной инструкции, например, построить домик, стена которого – квадрат из 8 палочек , сверху достроить из 4 палочек треугольную крышу , построить квадратное окно из 4 палочек , на чердаке – треугольное окно из 3 палочек

3) Дидактические игры с преобразованием геометрических фигур: добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения новой фигуры (фигур) :

— из 8 палочек выложить квадрат , добавить еще 4 палочки так , чтобы разделить его на 4 равных квадрата, убрать 2 палочки – получить 2 неравных квадрата :

— из 10 палочек выложить 2 неравных квадрата, переложить 2 палочки – получить 3 равных квадрата :

— выложить из 6 палочек треугольник , добавить еще 3 палочки так , чтобы внутри него образовалось 4 равных между собой треугольника :

убрать 4 палочки – получить 2 равных треугольника :

убрать 3 палочки – получить 2 равных треугольника :

4) Дидактические игры с преобразованием изображений предметов:

— переставить 3 палочки , чтобы рыбка плыла в другую сторону

— переставить 3 палочки так , чтобы стрела была направлена в другую сторону

5) Дидактические игры , в которых допускается наложение некоторых палочек поперек других при выкладывании или при преобразовании (это оговаривается при сообщении задания) :

— из 9 палочек выложить 6 квадратов и т.д.

— Бегали по лесу восемь резвых коз,

Количество просмотров: 1789

Логико-математические игры для дошкольников.

Играя в логико-математические игры совместно со взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению в пространстве; числа и цифры, зависимости увеличения и уменьшения на предметном уровне, поря­док следования, преобразования, сохранения количества, объема, массы и др. При этом они осваивают как предлогические действия, связи и зависимости, так и предматематические.

Естественно, что в дошкольном возрасте (4-6 лет) можно говорить лишь о становлении предпосылок математических способностей. К ним относят настойчивое стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявив инициативу и творчество; предвидеть ре­зультат; изменять ситуацию; активно действовать практически и в иде­альном плане, не отвлекаясь; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.

Логико-математические игры являются эффективным дидактиче­ским средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоцио­нальную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному по­иску, активности в преобразовании игровой ситуации.

В настоящее время разработаны (и продолжают разрабатываться) логико-математические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Началом их создания следует признать теоретические и методические разработки преподавателей педагогического института г. Могилева: Р. Ф. Соболевского, А. А. Столяра, Н. И. Касабуцкого и др.. Ими разработано и опубликовано 10 серий логико-математических игр на освоение детьми свойств, отношений чисел и цифр и действий с ними, алгоритмов, преобразований, коди­рования и декодирования.

Вслед за этими разработками материалы логико — математического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста были пред­ставлены в учебно-методических изданиях З. А. Михайловой.

Учебно — познавательные книги, тетради с печатной основой (рабо­чие тетради), по материалам которых можно разрабатывать логико-ма­тематические игры, очень популярны в настоящее время и использу­ются родителями и воспитателями в дошкольных учреждениях с целью развития у детей умений анализировать ситуацию, заданную графи­чески, решать логические задачи, оперировать знаками, связями и зависимостями, прогнозировать результат. Одно из наиболее удачных изданий рабочих тетрадей для дошкольников — «Математика — это интересно».

В ходе логико-математических игр допустимы свободное взаимо­действие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, при­ближенность содержания к детскому опыту, сюжетность, что создает условия для самореализации. Кроме этого, логико — математической игре, как любой обучающей, свойственна и познавательная, и игровая мотивация, а преимущест­венно диалоговое общение взрослого с играющим вносит оживление, не ограничивает, а наоборот, стимулирует свободу выбора ребенком практических и умственных результативных действий, развитие мышления и речи. При этом взрослый вызывает интерес к игре, поддер­живает его, не подавляя инициативу ребенка.

Приведем пример логико — математической игры, разрабо­танной З. А. Михайловой и И. Н. Чеплашкиной.

«Как репку из земли вытягивали».

Цель: ориентировка в последовательности выполняемых действий и условных изображениях.

Материал: карточки с изображением репки и персонажей сказки, а также фигур, последовательно уменьшающихся по размеру (прямоугольник, квадраты).

Взрослый: Посадил дед репку. Сначала это было маленькое семечко, которое Мышка принесла. А потом, очень скоро, из семечка выросла большая — пребольшая репка. Мышка увидела репку: «Моя репка. Я принесла семечко деду».

Стала она репку тащить. И так и этак обхватит — ничего не полу­чается. (Действия выполняет ребенок.)

Взрослый: Кто должен помочь Мышке вытянуть репку?

Ребенок: Это должна быть Кошка.

Взрослый: Кошка сильнее или слабее Мышки? А по размеру их можно сравнить?

Ребенок: Кошка сильнее и больше, чем Мышка.

Взрослый: Чтобы не ошибиться и правильно распределить участ­ников, которые будут тянуть репку, надо их как-то изобразить: боль­шим прямоугольником — репку, а тех, кто ее будет тянуть, — квадра­тами. Но все разные по величине (кто-то большой, кто-то поменьше, кто-то совсем маленький); одни сильнее, другие слабее. Одинаковые возьмем квадраты или разные по размеру?

Вместе с родителем ребенок раскладывают условные изображения в таком порядке: называют последовательность тех, кто будет приходить тянуть репку:

— Мышка уже есть, затем – Кошка, Внучка, Бабка и Дед.

Взрослый: Увидела Мышку Кошка и подумала: «Так и быть, по­могу Мышке вытянуть репку, а потом Мышку съем». (Действия осу­ществляет ребенок.) Мышка за репку, Кошка за Мышку, тянут — потя­нут. вытянули, только не репку, а Мышку. Мышка пищит, Кошка мяукает, а репка как сидела в земле, так и сидит. Решили позвать того, кто сильнее и больше. Кто это?

Взрослый: Тянут — потянут. Никак не вытянуть репку. Кого надо позвать?

Ребенок: Того, кто сильнее и больше: Бабушку, а потом — деда.

Взрослый: Пришла Бабушка. Кто за кем тянет репку? (Ребенок вос­станавливают последовательность.) Кто всех сильнее? (дед.) Тянули вместе с Бабкой и Дедом, не вытянули. Кто это лает? Про Жучку забыли! За кем надо поставить Жучку?

Ребенок: Она сильнее и больше.

Взрослый: Стали тянуть. Опять никак не вытянуть, снова упала Мышка. Опять стали думать, как быть. Может, ты уже догадался, почему никак не вытянуть репку? Почему падает Мышка?

Ребенок: У нее мало силы, слабые лапки, она не может удержать репку.

Взрослый: Какую ошибку мы допустили, когда тянули репку? Ребенок: Установили не ту последовательность.

(Ребенок исправляет ошибки, допущенные в расположении изображений сказочных героев. Пользуясь словами сначала, потом, ребенок вновь пересказывает сказку Репка).

Возможные варианты усложнения познавательных задач:

1. Уточнение общего количества участников вытягивания репки из земли и количества людей и животных среди них. Выкладывание квад­ратами последовательной зависимости среди тех или других.

2. Использование стрелок в ходе графического изображения общей последовательности включения в процесс героев сказки; использова­ние в речи слов: «сначала», «потом», «затем», «после» и др.

З. Последовательное выкладывание в ряды разных по длине, высо­те, объему предметов, картинок с обоснованием порядка их располо­жения.

Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство Детство — Пресс», 2010 г.

Подготовила учитель — дефектолог Пучко С.В.

2. Использование стрелок в ходе графического изображения общей последовательности включения в процесс героев сказки; использова­ние в речи слов: «сначала», «потом», «затем», «после» и др.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Теоритическая помощь в медицине