Картотека заданий с палочками кюизенера в старшей на логическое мышление группе

Игры и упражнения состоят в группировке палочек по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. Дети осваивают состав числа, соотношение палочек по признакам.

Игры на отдельных листах. Удобно для картотеки.

Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов.

Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител.

Сентябрь:Знакомство с палочками Кюизенера.Игровая деятельность «Волшебный сундучок» Цель: развивать познавательную деятельность, закреплять сенсорные навыки; развивать интерес к палоч.

Сентябрь:Игровая деятельность по схеме №1 Цель: учить правильно, подбирать по длине палочки, развивать зрительный контроль, развивать умение правильно называть цвет и соответствующее число.Упражн.

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ 1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера.

Цель:Развитие логического мышления.Задачи:учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числительные.

Вы доверяете врачам и их назначениям?
Да
16.32%
Нет
13.95%
Доверяю, но проверяю все лекарства на отзывы в интернете от людей которые уже опробовали и только тогда начинаю принимать.
53.41%
Да, но только назначениям и врачам из платных клиник.
16.32%
Проголосовало: 337

Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов.

Палочки Кюизенера — комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы. Дошкольники быстрее запоминают состав чисел, понимают сущность арифметических действий.

Дидактический материал разработан бельгийским математиком Х.Кюизенером. В игре дети усваивают такие понятия: между, длиннее, шире, одна из, неодинаковы, одинаковые, увеличить на, каждый и т.д. Набор состоит из 241 палочки.

Состав комплекта палочек Кюизенера

Палочки сделаны из дерева и является прямоугольным параллелепипедом с поперечным сечением в 1 кв. см. Палочки имеют длину от 1 до 10 см.

В домашних условиях и в детском саду также используют плоский вариант этого пособия, вырезая палочки из плотного картона. Каждая палочка — это число, отображаемое цветом и величиной, т.е. длиной в сантиметрах. Близкие по цвету, палочки объединяются в «семейство».

К «семейству красных» входят числа, делящиеся на 2, к «семейству зеленых» — кратные 3, к «семейству желтых» — кратные 5.

Существует много различных модификаций набора палочек. Они могут отличаться по цветовой гамме. Но всегда палочки одной длины окрашены в один цвет.

В работе с дошкольниками используют упрощенный вариант набора цветных палочек, состоящий из 144 палочек. В нем 36 белых палочек и по 12 палочек каждого цвета.

Также используется венгерский вариант палочек, состоящий из 119 палочек двенадцати цветов.

Состав венгерского комплекта «Палочки Кюизенера»

Условное обозначение на рисунках

Палочки Кюизенера имеют как объемный, так и плоский варианты.

Плоский легко изготовить из разноцветного двустороннего или одностороннего картона разной длины: 2х2 см, 2х4 см, 2х6 см, 2х8 см, 2х10 см, 2х12 см, 2х14 см, 2х16 см, 2х18 см, 2х20 см. Эти цветные палочки очень удобны в работе, поскольку имеют большой размер. Заметим, что на комплекте для выполнения задач отсутствуют обозначения палочек цифрами. Для работы дети соотносят палочки, отбирая необходимые по размеру.

С математического взгляда, палочки — это множество, в которой присутствуют отношения соответствия (одинаковые числа обозначают одинаковые по цвету и длине палочки) и порядка чисел: 1, 2, 3, 4, …

Использование чисел в цвете помогает развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек (полосок) помогает дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания — сенсорные эталоны, эталон цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, соотношение предметов по цвету, ширине, длине, высоте.

От элементарной игры с цветными палочками дети постепенно переходят к пониманию пространственных и количественных характеристик.

Работу с палочками следует начинать с ознакомления детей с ними. Нужно предложить детям поиграть ими, попытаться изложить различные узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с палочками и т.д. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно сделают некоторые открытия относительно свойств палочек: палочек много, они разного цвета и размера, палочки одинакового цвета одинаковы по длине, если сложить две полочки желтого цвета, получаем такую ​​же длину, как длина оранжевой палочки подобное.

Исследовательница Л. Комарова отмечает, что постепенно в процессе выполнения заданий детей подводят к пониманию того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число. Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления. Ниже представлено несколько задач из книги Л.Комаровой «Как работать с палочками Кюизенера» с указанием основной цели.

Задача для ознакомления детей с палочками Кюизенера.

Найди и покажи палочку (-и) такого же цвета (размера).

Назови цвета всех палочек, лежащих на столе.

Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку. Назови ее цвет.

Сравни две палочки. Какая из них короче (длиннее)?

Задание на закрепление эталона цвета.

Подбери к фартуку куклы ленты соответствующего цвета.

Построй два квадрата: один из голубых, а второй из красных палочек. Какой квадрат больше? (Чем дольше палочка, тем больший квадрат).

Заполнение фигур-силуэтов.

Узнай длину ленты, измерь разными мерками.

Задача на формирование представлений о различных параметрах величины.

Строим высокие и низкие заборы.

Какой вагон длиннее и выше? Почему?

Составляем лесенку разной высоты для домиков разной высоты.

Строим мосты различной длины и ширины.

Задача на развитие количественных представлений.

«Пассажиры и поезд». Педагог предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка — это одно место. Белая палочка выступает условной мере. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число.

Игровое задание «Как говорят числа». Определит, какая палочка показывает большее, а какая меньшее число?

Склады числа из двух меньших чисел.

Найди пропущенную ступеньку.

Задание на понимание детьми сущности арифметических действий.

Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек.

Логические задачи с палочками.

Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой.

От элементарной игры с цветными палочками дети постепенно переходят к пониманию пространственных и количественных характеристик.

Варанкина Татьяна Андреевна
Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера в старшей группе

Цель. Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве,используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко.

Материал. Цветные счетные палочки; карточка.

Описание: Воспитатель, показывая на карточку,говорит: «Это дачный участок. Здесь есть дом, сделайте его из палочек. Посадите дерево. Поставьте забор. Сделайте лавку». После выполнения задания предлагает каждому ребенку рассказать о своем участке,используя слова: слева, справа, перед, рядом, около.

– Что находится слева от дома? Что перед домом? Что справа от дома?

– Возьмите свои карточки и положите их на большой стол. У нас получился дачный поселок.

– Похожи ваши дома или нет? Какой формы крыша? Дом?

– Какие деревья растут на участке?

– Чей дом выше? Докажите. (Это можно сделать с помощью условной мерки.)

– У кого из вас самое высокое дерево?

– Какой участок вам понравился больше всего? Почему?

– Придумайте рассказ о том, как мы поехали на дачу.

Цель. Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения;закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.

Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 1 оранжевая, 2 фиолетовые, 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 2 розовые; карточка с изображением елки.

Описание: Воспитатель предлагает детям подобрать палочки по длине и положить их на ветки нарисованной елки.

– Какого цвета ветки? Назовите их по порядку, начиная сверху.

– Какого цвета самые длинные ветки?

– Назовите цвет тех веток, которые короче самой длинной.

– Сколько самых коротких веток?

– По сколько веток одинакового цвета?

– Отложите в сторону две любые одинаковые по длине ветки. Ка кие они по длине? (Одинаковые, равные.)

– Сравните ветки и определите, чьи ветки длиннее? Короче?

Цель. Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством.

Материал. Цветные счетные палочки: белые, голубые, розовые, желтые; картон формата А4.

Описание:Воспитатель предлагает детям устроить новоселье: «Перед вами квартира (показывает лист картона). Давайте расставим в ней мебель. Когда будете расставлять мебель, помните о том, что в комнате находится несколько предметов и они должны быть не очень большими. Иначе она не поместится». Далее педагог перечисляет мебель,которая должна будет стоять в комнате: шкаф, кровать, стол, стул, кресло.После выполнения задания педагог задает детям вопросы:

– Сколько всего мебели в комнате?

– Из скольких палочек сделан шкаф? Какого он цвета? А кровать?

– Какое число обозначает каждый цвет? Что выше – шкаф или стол?

– Где стоит шкаф? Кровать? Кресло? Стул?

– Сравните интерьеры своих комнат, сопоставляя изображения предметов и их местоположение.

4. Игра «Дорога к дому»

Цель. Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.

Материал. Карточка; цветные счетные палочки.

Описание: Педагог предлагает каждому ребенку положить белый кубик в левом верхнем углу карточки, а затем такой же кубик положить в правом нижнем углу.

«Это домики, в которых живут Ира и Оля, – говорит воспитатель. – Ира жила в верхнем домике, а Оля в нижнем. Оля решила пойти в гости к Ире поиграть. Сделайте дорогу, по которой она пойдет. Наигравшись с Ирой, она решила вернуться домой, но другой дорогой. Сделайте эту дорогу».

– По какой дорожке быстрее можно дойти до дома? Объясните почему.

– Как можно доказать, какая дорожка длиннее?

– Где находится дом Иры? А где дом Оли?

– Сравните короткие дорожки. У кого дорожка длиннее?

Способы сравнения длины различны: с помощью наложения или приложения палочек (дорог) друг к другу а также с помощью измерения, взяв за основу мерку.

Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве.

Материал. Карточка; счетные палочки: 2 голубые, 3 белые, 4 красные, 4 розовые, 1 желтая, 1 фиолетовая, 1 черная, 1 бордовая.

Описание: Педагог предлагает детям сделать куклу из палочек,диктуя последовательность:

– Положите голубые палочки одну под другой. Это голова куклы. Какие палочки по длине? (Равные, одинаковые.)

– Из двух белых палочек сделайте бантики.

– Белый кубик – шея куклы. Где он лежит? (Под голубыми.)

– Из двух красных палочек сделайте кофточку, положите палочки одну под другой.

– А теперь сделайте руки из оставшихся красных палочек. Какие красные палочки по длине? (Равные, одинаковые.)

– Из желтой, фиолетовой, черной и бордовой палочек сделайте юбку. Какие палочки по длине? Какая из них самая короткая? А бордовая палочка какая по длине? (Самая длинная.)

– Сколько осталось розовых палочек? (Четыре.) Какие все палочки по длине? Сделайте из них ноги и туфельки.

– Какое число обозначает розовый цвет? (Число два.)

– Получилась красивая кукла Маша. Какого цвета самая длинная палочка в юбке? А самая короткая?

– Фиолетовая палочка какая по длине? (Длиннее желтой, но короче черной.)

– А черная палочка какая по длине? (Длиннее фиолетовой, но короче бордовой.)

– Выше бордовой палочки находятся палочки какого цвета?

– Между красной и фиолетовой какого цвета палочка?

– Сколько палочек пошло на юбку? А на кофту?

Цель. Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения.

Материал. Карточка; цветные счетные палочки: 4 белые, 4 красные, 4 бордовые, 4 голубые, 1 коричневая и 2 розовые.

Описание: Прочитать стихотворение А.Барто:

Со скамейки слезть не смог,

Воспитатель спрашивает у детей, о ком это стихотворение, предлагает детям выложить зайку из палочек,диктуя последовательность:

– Из двух красных палочек сделайте туловище. Какие они по длине? Какое число обозначает этот цвет?

– Из белых палочек сделайте голову. Сколько белых кубиков понадобилось для головы?

– А теперь сделайте уши. Какие по длине уши? Какое число обозначает голубой цвет?

– Из двух голубых сделайте передние лапы. С какой стороны туловища они находятся?

– Подумайте, как положить палочки, чтобы зайка сидел? Сколько задних лап у зайца?

– Возьмите самую длинную палочку и положите ее под лапки зайца.

– Из двух бордовых палочек сделайте ножки для скамейки.

– Давайте сделаем еще одну скамейку. Сиденье у нее должно быть такой же длины, как и у первой. Сделайте у этой скамейки ножки из палочек розового цвета.

– Что можно сказать о длине скамеек? (Они одинаковые, равные по длине.)

– Какой высоты ножки у скамеек? (Равные по высоте.)

Воспитатель просит коголибо из ребят прочитать стихотворение про зайку и ответить на вопрос:

Читайте также:  Скажите пожалуйстакаким образом может повлиять прием редуксина на беременность и на здоровье будущего ребенка? Через какое время после приема препарата можно беременнеть?

– Почему зайка промок под дождем, сидя на этой скамейке? (Потому что она была высокая.)

– С какой скамейки зайке было бы легче спрыгнуть? (Со второй, которая ниже.)

Что можно сказать об этих скамейках? Какие они?

Цель. Учить детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом. Упражнять в счете в пределах 5, умении находить одинаковые по величине предметы.

Материал. Кастрюля. Цветные счетные палочки в пределах 5; карточка.

Описание: Перед детьми настоящая кастрюля. Воспитатель предлагает им на карточке выложить кастрюлю из любых палочек. По окончании работы дети сравнивают свои кастрюльки с натурой, рассказывают, чем они отличаются, чем похожи.

– Из каких палочек и какого цвета кастрюля?

– Что обозначает каждый цвет?

– Из каких палочек сделаны ручки?

Педагог предлагает детям собрать все работы на одном столе – получится магазин кастрюль.

– Какие кастрюли по величине? (Широкая – узкая, высокая – низкая, большая – маленькая.)

– В какой кастрюле можно приготовить суп, кашу, компот?

– Из какой кастрюли можно накормить много людей?

Цель. Учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое воображение.

Материал. Цветные счетные палочки в пределах 5: по 1 штуке, одна из палочек (любого цвета) в количестве 2 штук.

Описание: Педагог предлагает детям поставить палочки от 1 до 5 по порядку по одной штуке. «Это дети», – говорит воспитатель.

– Кто из них самый высокий? Низкий?

– Сколько лет самому младшему? Самому старшему?

– Сколько лет ребенку в розовой одежде? В голубой?

– Сколько лет ребенку, который стоит между трехлетним и пятилетним детьми?

– В какой одежде дети, стоящие перед четырехлетним ребенком?

– Сколько лет ребенку, который стоит в сторонке?

– Поставьте его рядом с ребенком, которому столько же лет. По сколько им лет?

Цель. Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине; преобразовывать конструкцию предмета.

Материал. Карточка; цветные счетные палочки: 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 1 черная и 1 белая.

Описание: Педагог просит детей вспомнить, как они выкладывали домик.Уточняет: «Сколько у домика было стен? Какие палочки вы брали, чтобы их построить? (Две палочки одной длины.) Одинаковые ли нужны палочки для пола и потолка?» Предлагает детям руками показать, как выглядела крыша, какой формы она была.

Воспитатель говорит детям: «Сделайте маленький домик». Когда домик будет готов,читает загадку:

Воспитатель просит детей сделать так, чтобы из домика получилась отгадка, но вслух отгадку пока не произносить.

Когда отгадка (скворечник) будет выложена на столе, дети озвучивают ее.

– Какое число обозначает желтая палочка? Красная? Голубая?

– Какое число самое большое из них?

– Если желтая палочка обозначает большое число, это значит, что голубая, красная палочка… (Короче.)

Дальше педагог продолжает разговор о том,кто может жить в скворечнике:

– В какое время года вывешивают скворечники?

– Вы сначала сделали из палочек домик, а потом сделали из него скворечник. Чем отличается скворечник от домика?

– А чем похожи скворечник и домик?

Цель. Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет,правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

Материал.Для воспитателя: цифры в пределах 5.Для детей: цифры до 5; цветные счетные палочки в пределах 5.

Описание: На доске цифры 1, 2, 3, 4. Педагог, показывая на цифры вразброс, предлагает детям назвать их.Затем дает задание:

– Сделайте из палочек лесенку, состоящую из трех ступенек. Положите под палочками цифры.

– Какое число обозначает розовая палочка? (Число два.)

– Какой цвет обозначает число три? (Голубой.)

– Какое число обозначает красная палочка? (Четыре.)

– Отсчитайте четыре белых кубика и поставьте их столбиком возле красной палочки. Что можно сказать про красный и белый столбики? (Они равны, одинаковой высоты.)

– Посчитайте по порядку, сколько столбиков в ряд? (Пять.)

– Сколько белых кубиков в пятом столбике? (Четыре.)

– Сколько кубиков надо положить на белый столбик, чтобы их стало пять? (Один.)

– Какой столбик выше – четвертый или пятый? (Пятый.)

– На сколько четыре меньше пяти, а пять больше четырех?

– Можно ли желтой палочкой заменить пять белых кубиков? Замените.

– Сколько всего столбиков? Сколько кубиков в каждом столбике?

Воспитатель показывает детям цифру 5 и спрашивает: «Где ее надо поставить?» (После цифры четыре.)

– Назовите все цифры по порядку.

Таким же способом необходимо знакомить детей со всеми цифрами в пределах десяти.

Картотека дидактических игр по экологии в средней группе Цель: закрепить названия растений, воспитывать любознательность,закреплять знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят,закреплять.

Картотека дидактических игр и упражнений в старшей группе. «Основы грамоты и письма» Дид. игра «Магазин» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова. Ход: Воспитатель – продавец, дети.

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе ГДЕ СПРЯТАЛСЯ МИШКА? Цель. Учить определять местонахождение предмета с помощью схемы. Материал. Лист зеленого картона — полянка (40×30 см,.

Картотека дидактических игр по ПДД для старшей группы КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «Автомульти» Цель: учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного.

Картотека дидактических игр с палочками Кюизинера для детей 3–5 лет Сушим полотенца Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине.

Картотека дидактических игр в ясельной группе Карточка №1 Игра: «Спрячь мышку» Цель: закреплять название цветов, способствовать накоплению представлений об основных разновидностях цвета,.

Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы Учим различать тембровую окраску. СКОЛЬКО НАС ПОЕТ? Игровой материал: Фланелеграф (планшет со вставными карманами, три матрёшки-картинки.

Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» Цель: Образовательная : • познакомить детей.

Конспект занятия с палочками Кюизенера в старшей группе Цель: Формирование у детей навыков сравнения величин по высоте Задачи: Образовательная- закрепить навыки детей выкладывать задание по образцу.

Мастер-класс для родителей старшей группы «Математика с палочками Кюизенера» Мастер-класс для родителей старшей группы. Тема: Математика с палочками Кюизенера Цель: Познакомить родителей с целью и приемами работы.

Цель. Учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое воображение.

Это пособие получило свое название от бельгийского педагога, создавшего его. Джордж Кюизенер разработал специальные брусочки, которые помогают осваивать законы математики. У игрового материала имеется второе название — «числа в цвете». В набор кюизенера входят тросточки 10 разных цветов и размеров от сантиметра до десяти. Комплект представляет собой сложно продуманное математическое множество.

Описание методики

Набор кюизенера используется для того, чтобы развить у ребенка интерес к математике в игровой форме в домашних условиях, это главная цель. Логические игры с ним понравятся любознательным малышам. Обучение математике в игровой форме с набором кюизенера основывается на принципе наглядности. Если ребенок видит предмет и даже может его ощупать, ему значительно проще будет понять счетную науку. Родителям тоже будет легче объяснять малышу математику с помощью наглядных дидактических пособий. Характеристики палочек кюизенера, которые запоминает и различает ребенок:

  • цвет;
  • понятие числового значения;
  • длина.

Чему можно научить ребенка

Основная задача набора кюизенера – помочь ребенку знакомиться с математикой. Однако, с его помощью малыш сможет освоить значительно больше. Он сможет научиться:

  • составлять цветные цифры и буквы, при этом сопоставляя символы с понятиями;
  • различать, как расположены предметы в пространстве (впереди и сзади, справа и слева, между, средний, снизу и сверху);
  • математическим понятиям (число, цифра, фигура, больше и меньше, поровну и т.п.);
  • базовым математическим навыкам: сложению и вычитанию;
  • разбирать числа на составляющие;
  • понимать, что такое количество, как соотносятся числа и цифры;
  • определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка.

Развивающие игры и занятия с палочками кюизенера

Методика обучения подойдет для ребенка любого возраста. Дошкольникам будет очень весело играть с набором, деткам старше он пригодится в качестве учебного математического пособия. Родителям предлагается огромное количество материалов, в которых представлены готовые игры, сценарии, примеры задач. Все это существенно облегчает планирование и проведение занятий с любознательными детишками. Что можно делать с пособием (поэтапно, в зависимости от возраста) по методике кюизенера:

  • Играть. Ребенок раскладывает их, перебирает.
  • Сопоставлять, как аналоги чисел. Если вы обозначите разницу между ними, ребенок наглядно поймет, чем отличается «больше» и «меньше».
  • Выкладывать цифры.
  • Объяснять принципы сложения и вычитания.
  • Выкладывать мозаикой, узнавая их числовые соотношения, значения.
  • Подведение к сути арифметических операций. Постепенно вы разовьете у малыша математические способности.

Ознакомление с палочками для самых маленьких

Сначала малыш просто будет играть со счетным материалом, словно с кубиками. Затем предложите поиграть в «Найди меня». Давайте ребенку такие задания в любой последовательности:

  • перечисли цвета всех брусков;
  • найди тот, который будет длиннее красного и короче синего;
  • отыщи все бруски одинакового оттенка;
  • выкладывай полоски двух цветов, чередуя – красная-синяя;
  • найди брусок НЕ желтого оттенка;
  • выбери две полоски и сравни их по длине;
  • найди самую короткую и назови цвет;
  • отбери по одной каждого оттенка.

Помогите ребенку сделать несколько выводов. Он должен сделать акцент на том, что полосы одинакового цвета равны и по размеру. Для этого возьмите пару любых брусков и задайте малышу вопросы:

  • Эти палочки разные?
  • Что в них одинакового?
  • Что разного?

Игры с палочками кюизенера

Есть множество развлекающих заданий с брусочками. Вы можете приобрести специальные материалы с примерами или даже придумать игры самостоятельно. Несколько простых вариантов:

  • «Угадай-ка». Один брусочек спрячьте. Ребенок угадывает, какого он цвета, задавая вопросы на «да», «нет». Например, «Недостающая палочка короче желтой?», «Она длиннее черной?».
  • «Составь картинку». Малыш, с использованием комплекта в качестве конструктора, складывает определенные изображения, начиная с самых простых и потом увеличивая сложность: квадрат, треугольник, забор, домик, елочку и т.д.

Изучение цветовой гаммы

Это первая характеристика, с которой следует познакомить ребенка. Сделать это можно с помощью таких игр:

  • «Поезд». Пусть ребенок представит, что палочки кюизенера – это вагончики. Попросите малыша сложить «поезд» в цветную полоску так, чтобы оранжевый «вагон» был левее бордового, но правее красного.
  • Диктант. Называйте малышу цвета, а он достает из общей кучи соответствующие бруски и выкладывает слева-направо.

Палочки для счета

Этот этап обучения – самый обширный. Сперва нужно познакомить ребенка с последовательностью чисел натурального ряда. Выстраивайте горизонтальные, вертикальные, симметричные лесенки. Малыш поймет основной закон натурального ряда: каждое число на единицу больше предыдущего и меньше последующего. Затем можно приступать к освоению прямого и обратного счета на примере тех же лесенок. Варианты заданий:

  • Дайте ребенку третью и четвертую полосочки (голубую и красную). Пусть он определит большее числовое значение и проверит правильность, измерив длину обоих белым кубиком.
  • Перейдите к простым арифметическим действиям. Сначала на примере покажите, что если положить красный брусочек, а рядом голубой с белым, получатся отрезки одинаковой длины (4=3+1). Постепенно усложняйте задания. Так вы освоите сложение. Затем добавьте примеры, в которых какая-то из двух палочка исчезла. Это будут примеры на вычитание.
  • Учитесь умножать. Перед малышом положите одну белую палочку, ребенок озвучит ее значение «один». Добавьте вторую, спросите, сколько получается. Постепенно вы освоите умножение на два, показывая полосочки все длиннее.
  • Выложите 4 кубика белого цвета, чтоб получился квадрат. Познакомьте ребенка с дробями, долями. Спросите его, какая часть больше: четверть или половина.

Задания на основе измерения

Это очень важный этап занятий. Примеры задач на измерение, которые вы можете ставить перед ребенком:

  • Спрячьте полоску красного цвета. Скажите ребенку, что та, которую вы скрыли, длиннее голубой, но короче оранжевой. Он попробует догадаться, какая спрятана.
  • Разными палочками измеряйте небольшие предметы, находящиеся в игровой комнате. Пусть малыш найдет вещи, равные длине, к примеру, оранжевого брусочка.
  • Постройте дорожку, пропуская участки разного размера. Ребенок заполнит их подходящими кусочками.
  • Сравнивайте предметы и бруски по несколько штук сразу, прорабатывая понятия «больше», «меньше», «короче», «длиннее».

Определить состав числа

Предложите ребенку составить поезд из цветных палочек, к примеру, розовой, голубой, красной, желтой. Это вагоны. Прежде чем рассаживать в поезд пассажиров, пусть малыш назовет, сколько в каждом из них мест. Делать это необходимо практическим путем. Малыш накладывает белые палочки на вагоны. Одна штука – одно место. Эта работа приведет к пониманию того, что каждое число состоит из нескольких единиц.

Логические задачи

Хороший вариант — «Загадки». Смоделируйте ребенку ситуацию: поезд состоит из трех вагонов. Желтый цвет находится посередине. Розовый вагончик – не первый в составе. Малыш попробует разобраться, в какой последовательности расставить палочки, чтобы соответствовать условиям этого утверждения. По ходу усложняйте игровое задание логического блока, спрашивая дополнительные вопросы:

  • Сколько в каждом вагоне пассажиров?
  • Всего в поезде?
  • Есть три вагона. Вместе они такие же по длине, как оранжевая палочка. Каковы их цвета?
  • Есть три одинаковых вагона. По длине они соответствуют голубой и синей палочке. Какого они цвета?

Схемы для палочек кюизенера

В продаже вам удастся найти огромное количество рисунков. В сети есть схемы, которые можно распечатать в нужном формате. Их нужно заполнять разноцветными брусочками полностью или частично. Еще можно повторить рисунок на другой поверхности, а потом сравнивать фигуры. Схемы могут быть черно-белыми, разукрашенными. Занятия по ним развивают логическое и творческое детское мышление, навыки счета, представление цветов. Есть даже схемы, по которым можно создавать объемные сюжетные рисунки и даже целые фрагменты из волшебных сказок.

Цена палочек кюизенера

Магазинные наборы стоят недорого, но работать с ними значительно удобнее. Их всегда можно заказать в интернет-магазине с доставкой на дом. Плоские, сделанные в домашних условиях, имеют одно достоинство – низкая цена, но с ними многие задания невыполнимы. С примерной стоимостью, по которой вы можете купить палочки кюизенера, ознакомьтесь в таблице ниже:

Читайте также:  Сенильный остеопороз: причины, симптомы, методы лечения

Приблизительная цена в рублях

Комплект кюизенера и 2 игровых альбома для деток 2-5 лет

Комплект кюизенера и 2 игровых альбома для деток 3-8 лет

Размеры полосок будут увеличены вдвое. Ширина 2 см, длина – 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18,20 см.

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Кафедра методологии образования ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АВТОРЕФЕРАТ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ бакалаврской работы студентки 4 курса 406 группы направления Педагогическое образование профиля «Дошкольное образование» факультета психолого педагогического и специального образования ЗЮБА ЮЛИИ ВИКТОРОВНЫ Научный руководитель старший преподаватель Чернышов А.И. Зав. кафедрой доктор пед. наук, профессор Александрова Е. А Саратов 2018

2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ В 21 веке государство проявляет большую заинтересованность в качественном дошкольном образовании. Это выражается в нормативных документах, принятых на современном этапе. Так 2012 году выходит Федеральный Закон об образовании, в котором в статье 64 выдвинуты интересы во всестороннем развитии ребёнка. В 2013 году был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором один из основных принципов предполагает формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности [ФГОС ДО 2015]. Актуальное значение имеют вопросы формирование интеллектуальных способностей и творческого воображения, на которые ученые сосредоточили свое внимание и на поиск альтернативных средств развития этих качеств. Дошкольная педагогическая наука и её применение в детских садах в связи с ФГОС ДО направляет работу на решение актуальных вопросов на создание наиболее эффективных условий для повышения развития логики в дошкольном возрасте, отсюда и вытекает важность проблемы. Школы, реализующие в образовательном процессе развивающие программы, проводят собеседования с использованием заданий логического характера, считая, что для благополучного обучения нужно развитое логическое мышление и активная внутренняя познавательная сфера. Таким образом, меняются и задачи для воспитателей в плане подготовки к обучению в школе, так как недостаточный уровень сформированных мыслительных процессов снижает качество обучения, а также замедляет развитие когнитивных процессов. Поэтому в дошкольный период особенно важно уделить развитию логических операций. 2

3 На современном этапе литература заметно в большом формате предлагает разнообразные методики, стимулирующие воспитателей в использование их для интеллектуального развития детей. В то же время при всём разнообразии трудно найти целостный набор средств, приёмов и методов, состав которых направлен на обеспечение технологичности этого процесса. Следовательно, выявлено несоответствие между необходимостью повышения уровня формирования логического мышления дошкольников и недостаточным технологическим изучением этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития качества и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Особую роль на современном этапе обучения отводят нестандартным дидактическим средствам. Наиболее эффективном средством являются «Палочки Х.Кюизенера», разработанные бельгийским математиком Дж. Кюизенером. В последние годы данное пособие широко применяются в детских садах российскими педагогами, но используются всё равно ещё недостаточно. Причиной является, что педагоги недооценивают развивающие возможности палочек, которые несут в себе продуктивность и разнообразное их использование в образовательном процессе. Основные особенности этого дидактического материала многофункциональность, абстрактность. «Палочки Х.Кюизенера» максимально развивают логическое мышление и вписываются в систему подготовки детей к школе как одно из современных пособий обучения. Актуальность данной проблемы и определило выбор нашего исследования: «Палочки Кюизенера как средство развития логического мышления старших дошкольников». 3

4 Цель исследования выявить возможности использования пособия «Палочки Х.Кюизенера» для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования процесс развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования Палочки Х.Кюизенера как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: процесс развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста пособием «Палочки Х.Кюизенера» будет эффективен при следующих педагогических условиях: — необходимость создание предметно-развивающей среды; — организация совместной деятельности воспитателей и родителей по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами «Палочки Х.Кюизенера»; — составление и апробация перспективного плана развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера. В соответствии с целью, предметом и гипотезой нами определены задачи исследования: 1. Проанализировать психолого педагогическую литературу по развитию логического мышления старших дошкольников пособием «Палочки Кюизенера». 2. Выявить особенности работы по развитию логического мышления старших дошкольников пособием «Палочки Х.Кюизенера». 3. Опытно экспериментальным путём апробировать и определить эффективность педагогических условий по развитию детей старшего дошкольного возраста пособием «Палочки Х.Кюизенера». Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: М.Фидлер, Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая и других. 4

5 Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован комплекс взаимодействующих методов, адекватных предмету исследования: 1. Теоретический метод изучение литературы, извлечение цитат. 2. Метод эмпирического исследования документация, анкетирование, наблюдение за детьми. 3. Проведение эксперимента — организация совместной деятельности с детьми. Опытно экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 4 «Ромашка» села Ахмат Краснокутского района Саратовской области. Воспитатель Зюба Юлия Викторовна. В эксперименте приняли участие 20 детей разновозрастной старшей группы. Исследование осуществлялось с 2016 по 2018 год в три этапа. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Кроме того, результаты иллюстрируются таблицами и диаграммами. Объём работы представлен на 90 страницах основного печатного текста компьютерного набора, из них 58 стр. работа и 47 источников литературы, 32 страницы приложения. Практическая значимость исследования представленные результаты опытно-экспериментального исследования ориентированы на педагогов дошкольного образования, детей старшего дошкольного возраста и их родителей, так, как только во взаимном понимании и совместной деятельности можно достичь положительных результатов. Результаты исследования имеют практическую значимость для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста и их родителей в развитии логического мышления детей с использованием пособия «Палочки Кюизенера». Значение имеют прикладной материал: перспективный план, игры и упражнения, разработанные для развития логического мышления. 5

6 Материалы могут быть использованы для разработки учебного пособия, в практике ДОУ, в системе повышения квалификации педагогов ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В первой главе «Теоретические основы использования пособия «Палочки Кюизенера» как средства развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» раскрываются аспекты в работах учёных по данному вопросу. В работах А.Р. Лурия, Л.Г. Смирновой, В.И. Лубовской, К.С. Лебединской, В.В. Лебединского, И.Ф. Марковской, О.Н. Усановой, Л.С. Цветковой и других отмечено, что уровень когнитивного развития детей дошкольного возраста отражает проблему готовности ребёнка к школе. Работы Г.К. Костюк, Н.А. Менчиской, М.И. Моро, А.А. Свечникова, Л.Н. Скаткина наиболее полно отражают комплексный подход к решению всех задач познавательного развития. Все эти исследования позволяют глубже понять вопрос о таком обучении, которое обеспечило бы формирование у ребёнка всех необходимых операционных структур, составляющих фундамент его готовности к школьному освоению курса математики. Привлекают внимание в проблематике нашего исследования работы Л.А. Венгера, З.А. Михайловой, Т.Н. Игнатовой, А.А. Смоленцовой, И.И. Щербининой, Н.И. Непомнящей, Л.Н. Бондаренко, Р.Л. Непомнящей, А.И. Кирилловой, Р.И. Говорова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, Л.М. Хализева. Утверждение Л.В. Глаголевой, что основным методом должна быть игра, а также автор обращает внимание на самостоятельной работе ребёнка и развивающей его обстановки, созвучны с выводами таких авторов, как М. Монтессори, Ф.Н. Блехер, Е.И. Тихеевой, разумеется и с ФГОС ДО о соответствующей предметно-развивающей среде. 6

8 свойства предмета; умение мысленно соединять части предметов или явлений в одно целое; способность группировать объекты в соответствии с основными характеристиками; установление отношений по принципу решения простых и сложных наглядных аналогов. Описаны универсальные качества «Счётных палочек Х. Кюизенера» и методические приёмы работы с данным пособием. В комплект входят разноцветные пластмассовые брусочки — палочки разной длины, 116 штук, 10 различных цветов. Самая маленькая палочка имеет длину 10мм, белого цвета, следующие с последовательным увеличением по длине на 10 мм. Дети трех — семи лет могут участвовать в одной и той же игре. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий. С помощью одной игры мы можем решать разное количество образовательных задач. Незаметно и постепенно, дети тренируют мелкую моторику рук и овладевают, и удерживают в памяти цвет, форму, величину и толщину предмета, улучшают речь, мышление, внимание, память и воображение. Особенность структуры палочек помогает нам их по-разному использовать на различных этапах обучения. На первом этапе, палочки используются как чисто игровой материал. Второй этап работы с палочками Кюизенера: математический. Дети учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, а через практику. Третий этап работы с палочками: в работе с палочками является построение сложных фигур (здесь идет построение фигуры из нескольких простых). Также на третьем этапе используем метод развивающего дискомфорта, который заключается в стимулирование поисковой активности ребёнка через создание ситуации затруднения. На каждом этапе описаны игры с палочками. В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что палочки Кюизенера, как дидактическое средство, соответствуют специфике и 8

10 Создали соответствующую предметную среду в группе для развития интеллектуальных качеств детей. Оформили уголок «Веселые игры» в соответствии с гигиеническими и дидактическими требованиями. Проведенное исследование на констатирующем этапе показало следующие результаты: средний уровень развития показали дети в двух группах (КГ-13,2%, ЭГ-12,5%). Однако высокий балл в контрольной группе несколько выше на 10 %. В ходе исследования выявились такие недостатки у детей: в контрольной группе 50% умеют ориентироваться в пространстве, систематизировать предметы согласно особенностям-54%. В экспериментальной группе также наиболее незначительный уровень 54% при классификации предметов. Недостаточно хорошо устанавливают логические связи и закономерности. Дети плохо владеют количественными операциями; плохо рассуждают, подводят заключения. А 5 детей из двух групп не умеют работать в парах. Анкетирование родителей по теме «Ваш ребёнок и его познавательные способности». С учетом результатов анкетирования был скорректирован план работы с родителями. На основании пожелания родителей в рабочую программу педагогов, для формирование элементарных математических представлений включена программа В.П. Новиковой «Математика в детском саду». На втором этапе был осуществлён формирующий эксперимент. В этот период была проведена проверка серий игр и упражнений с палочками Кюизенера. Сотрудников и родителей ознакомили с консультативными материалами. В рамках формирующего этапа: экспериментально проверили влияние разработанной системы игр на развитие логических операций у детей старшего дошкольного возраста. В плане развития логического мышления с учетом использования дидактических игр с палочками Кюизенера проведены следующие мероприятия: апробирован перспективный план работы по формированию 10

11 логического мышления и элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста; организованы и проведена непосредственно образовательная деятельность в течение учебного года; организована индивидуальная работа со слабыми и сильными детьми в течение года, в разные режимные моменты. Как попытки преодолеть недостатки в профессиональной подготовке специалистов в области использования пособия «Палочки Кюизенера» в образовательном процессе наметились несколько путей совершенствования знаний педагогов, это проведение традиционных консультаций, а также мастер-классов, тренинг — практикумов. Третий этап контрольный эксперимент. Проведено вторичное изучение уровня развития логического мышления средствами «Палочки Кюизенера» у старших дошкольников. Для диагностики использовалась та же методика, что и на констатирующем этапе, чтобы получить более точные данные. таблице. Уровни Развития логического мышления Данные, полученные в результате сравнительного анализа, отражены в Анализ процесса деятельности Обследование на начальном этапе КГ 30% 50% Обследование на заключительном этапе Примечание (Положительность результата) Увеличилось 20% ЭГ 20% 60% Увеличилось на 40% КГ 20% 30% Увеличилось на 10% ЭГ % Увеличилось на 20% Проведенное исследование на контрольном этапе показало данные: Высокий уровень детей экспериментальной группы повысился на 40 %, у дошкольников контрольной группы повысился на 20%, это обусловлено тем, что с ЭГ проводилась работа, включающая реализацию предложенных педагогических условий. Средний уровень развития логического мышления у на 11

12 у детей в двух группах понизился на 10%, а вот низкий уровень в КГ уменьшился на 10%, а в ЭГ 0% Полученные данные позволяют сделать вывод о положительной динамике детей их интеллектуального роста. Это подтверждает, что запланированная нами деятельность при созданных для нее условиях эффективна. Данное пособие педагоги включали и в другие образовательные области: область «Социализация» в сюжетно ролевых играх. В подвижных играх, во время дежурства. В область «Речевое развитие» и по обучению грамоте, область «Художественное творчество». Также использовали в динамических паузах в непосредственно образовательной деятельности. Проведенное исследование позволило нам прийти к выводу о том, что методический комплекс с использованием палочек Х. Кюизенера развивает логическое мышление у детей дошкольного возраста и помогает в успешном усвоение программных задач, что способствует развитию предпосылок к учебной деятельности. В заключении представлены выводы по итогам проведённой работы. В работе мы старались изложить вопрос развития логического мышления пособием «Палочки Кюизенера» в старшем дошкольном возрасте. Мы экспериментально показали, что игровая форма для проведения занятий является наиболее эффективной для развития логических операций дошкольников. Для усвоения достаточно сложных логических операций, формирования интереса к ним помогает игра, которая является одним из самых оптимальных для детей занятий. Высокая результативность применения наглядного пособия как средства развития логического мышления дошкольника основана на его соответствии с возрастным периодом. Старшим дошкольникам, свойственна способность к построению и использованию внутренних и мыслительных 12

13 моделей, это позволило повысить интерес детей к образовательной деятельности. Важным условием для реализации наших планов является знакомство родителей с пособием, чтобы укрепить приобретённые знания дома. Выбирая методы и приёмы, педагог должен помнить, что преимущество даётся игре, как основному методу обучения дошкольников. Пособие «Палочки Х.Кюизенера» очень подходят для использования их в работе воспитателя, как средство развития логического мышления. По результатам проведенного исследования, которое включало как теоретический анализ литературы по теме, так и практическое проведение соответствующей диагностики, мы сделали следующие выводы: 1. Логические операции у старших дошкольников развиваются эффективнее при использовании пособия во всём образовательном процессе; 2. Ребёнок учиться устанавливать логические связи и закономерности на основе визуально воспринимаемой информации, а также формируется представление о сенсорном восприятии окружающего мира. 3. С помощью цветных палочек, дети, хотя ещё не могут использовать математические термины, получают возможность производить и сложение, и вычитание чисел, могут понять смысл этих операций, знакомятся с простыми математическими соотношениями. 4. В игровой деятельности соединяются заинтересованность всех участников образовательного процесса. Дошкольники выполняют действия согласно своим желаниям в деятельности. Когда педагог сообщает новые сведения, предлагает различные материалы, он направляет работу в нужное направление. В этот момент цели детей и взрослого совпадают, что и определяет эффективность образовательного процесса. Личный опыт и знания дети приобретают в ходе реализации задач и в ответ на вопросы, заданные самими детьми и педагогом. 13

Читайте также:  Что означает матка хорошая готова к родам

14 5. Мы рассматриваем работу с палочками Кюизенера вариативной, интересной и нужной для детей, и для взрослого, поскольку логические игры в детском саду влияют на дальнейшее развитие ребёнка. Учат его принимать решения и нести ответственность за них, выдвигать предположения и проверять их на практике. Дети обретают уверенность в своих возможностях, добиваться желаемого. 14

4 Цель исследования выявить возможности использования пособия «Палочки Х.Кюизенера» для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования процесс развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования Палочки Х.Кюизенера как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: процесс развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста пособием «Палочки Х.Кюизенера» будет эффективен при следующих педагогических условиях: — необходимость создание предметно-развивающей среды; — организация совместной деятельности воспитателей и родителей по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами «Палочки Х.Кюизенера»; — составление и апробация перспективного плана развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера. В соответствии с целью, предметом и гипотезой нами определены задачи исследования: 1. Проанализировать психолого педагогическую литературу по развитию логического мышления старших дошкольников пособием «Палочки Кюизенера». 2. Выявить особенности работы по развитию логического мышления старших дошкольников пособием «Палочки Х.Кюизенера». 3. Опытно экспериментальным путём апробировать и определить эффективность педагогических условий по развитию детей старшего дошкольного возраста пособием «Палочки Х.Кюизенера». Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: М.Фидлер, Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая и других. 4

Мастер-класс «Использование логических блоков З. Дьенеша и цветных палочек Д. Кюизенера в познавательно-речевом развитии детей старшей группы»

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с развивающими дидактическими играми З. Дьенеша и Д. Кюизенера, как средством познавательно-речевого развития детей старшей дошкольной группы.

План проведения мастер – класса
Теоретическое обоснование актуальности, эффективности применения логических блоков З. Дьенеша и цветных палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии детей старшей группы.
Практическая часть . Демонстрация игр совместно с участниками мастер – класса на основе дидактических пособий З. Дьенеша и Д. Кюизенера. Участникам предлагается несколько игр.
Рефлексия

Теоретическое обоснование актуальности, эффективности применения логических блоков З. Дьенеша детей старшей группы.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Речь является средством приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения. Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник-мозг человека. Если познавательные (психические) процессы — восприятие, память, внимание, мышление — развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому перечисленные познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.
Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются серьезной базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм. Отмечается, что дефекты речи у детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности: ограниченность активного словарного запаса, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью.
Речевое развитие не может происходить спонтанно, очень велика роль педагога. В рамках работы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности детей. Это позволяет не только перераспределить учебную нагрузку, но и организовать нормальное функционирование речи в жизни детей. В связи с этим важно использование педагогами таких методов в развивающей и коррекционной работе, которые помогут активизировать речевое развитие детей.
Мы хотим предложить вашему вниманию уникальные по своим возможностям дидактические материалы — логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера (демонстрация материалов). Сюжетно-дидактические игры с этими пособиями будут содействовать познавательному развитию, развитию диалогической речи, коммуникативных качеств, умения содержательно общаться со сверстниками и взрослыми.
Набор логических блоков Дьенеша состоит из 48 объемных геометрических фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей.
Для работы с детьми можно использовать наборы плоских логических фигур, которые можно сделать из картона или пластика по примеру логических блоков.
Отличительная особенность таких наборов — одинаковая толщина всех фигур. С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу действия рассуждает. Например:
1.Найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру).
2.Райди не такие фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру).
3.Найди все синие фигуры, треугольные, красные, квадратные, большие и.т.д.
Кроме игр и упражнений с логическими блоками в нашей работе используются игры и упражнения с палочками Кюизенера.
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками».
В комплект входят 116 палочек, которые отличаются друг от друга по двум признакам: размеру и цвету. Чем короче палочка, тем чаще она встречается. Например, самых коротких – белых в наборе 25 штук, а самых длинных оранжевых – всего 4.
Палочки Кюизенера способствуют:
Осознанию соотношений «больше — меньше», «больше на … — меньше на . ».

Пониманию свойств отношений, умению делить целое на части и измерять объекты.

Запоминанию состава числа из единиц и двух меньших чисел.

Умению комментировать все свои действия, отвечать на вопросы, рассуждать, т.е. развитию связной речи.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Дальше ребенок может использовать палочки для выкладывания рисунка, ориентируясь на цвет и длину палочек, а в более сложном варианте на числовое значение (схемы) или инструкцию со слуха. Палочки пригодятся для освоения деления целого на части. Все действия сопровождаются речью.

Литература, которая вам поможет при работе с данными методиками:
Камарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» — раскрывает все этапы обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера.
Носова Е.А. Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников». В этой книге Носова, рассказывает о логических блоках Дьенеша. В пособии представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками и прилагаются схемы. Р. Л. Непомнящая знакомит с палочками Кюизенера, первоначальными упражнениями игры с ними и приводит несколько примерных занятий с ними.
В практических пособиях, Пановой Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» для младшего и старшего возраста, представлены дидактические игры и занятия с использованием блоков Дьенеша для младшего возраста и цветных палочек Кюизенера для старшего дошкольного возраста.
Игровые занятия представлены, впособий В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет»

Методическое обеспечение необходимое для игр с блоками и палочками:
Альбомы «Лепим небылицы», «Блоки Дьенеша для самых маленьких»,»Давайте вместе поиграем», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь», » затонувшего клада» цикл игр с логическими блоками Дьенеша.
Альбомы «Волшебные дорожки», «На золотом крыльце», «Посудная лавка или кростики», «Дом с колокольчиками» цикл игр с цветными палочками Кюизенера.
Альбом «Страна блоков и палочек» — это сюжетно – дидактические игры с блоками и палочками.
Альбом «Демонстрационный материал» — диагностика к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша.

Игра «Где спрятался Джерри?»

Воспитатель : Давайте построим для матрешек дома из цветных палочек. Скажите, из каких частей состоит дом? (Дети отвечают полным предложением: «Дом состоит из стен, крышы, окон и т.д.»)
Воспитатель: Стена – одна, а много? (Дети отвечают – стен). Крыша – одна, а много? (Дети отвечают – крыш). Окно – одно, а много? (Дети отвечают – окон).
Воспитатель: Ребята, а на какие геометрические фигуры они похожи? (Дети отвечают: квадрат, круг, треугольник и т.д.) Какие это фигуры? (Дети отвечают полным предложением: Это плоскостные геометрические фигуры). А какие фигуры есть еще? (Дети отвечают: «Объемные. К ним относится куб, шар, цилиндр и т.д.»)
Воспитатель : Возьмите четыре самых длинных (оранжевые) палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат. Стены готовы. А из двух синих палочек постройте крышу. Какой формы получится крыша у дома? (Дети отвечают: «Крыша дома получилась треугольной»). А что еще бывает у дома, кроме стен и крыши? (Еще у дома бывает дверь, труба.) Возьмите две розовые палочки и сделайте окно, из двух желтых палочек — дверь, из одной красной — трубу. Что идет из трубы? (Дым.) Из каких палочек вы сделаете дым? Сколько возьмете палочек для этого? Какой формы получилось окно, дверь, труба? (Окно получилось квадратной формы). Можно пригласить матрешку в дом. Только как она войдет? Что нужно пристроить к дому, чтобы матрешка вошла в него? (Лестницу) Сделайте лестницу из белой, голубой и желтой палочек. Проводите матрешку в дом. Расскажите, по каким ступенькам шагает матрешка. Где она остановилась? ( Матрешка шагает по третьей ступеньке. Матрешка остановилась на последней ступеньке). А теперь спуститесь. Поставьте матрешку на самую длинную палочку-ступеньку. Какая это палочка? (Самая длинная палочка – желтая). Оставьте на палочку короче, чем желтая. Какая это палочка? (Голубая палочка короче, чем желтая). Поставьте на самую короткую палочку. Какая она? (Самая короткая палочка – белая).
Воспитатель : Возьмите три фиолетовые палочки и поставьте с левой стороны дома, а четыре палочки такого же цвета — справа. (Дети выполняют). На что похоже? (Это похоже на забор.) Вот и забор у дома есть. Какие по высоте палочки у забора? А какого они цвета?
Воспитатель : А теперь посадим возле дома дерево. Какие деревья вы знаете? (Дети отвечают). Из каких частей состоит дерево? (Дерево имеет ствол, ветви, корни, листья). Ствол сделаем из одной зеленой палочки, а ветви — из голубых палочек. Сколько палочек понадобилось для ствола, а сколько для ветвей? (Спросить нескольких детей).
Воспитатель : Давайте представим, что мы с вами ветер. Подуем немного на наши деревья. Делаем глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хотим сдуть листья с деревьев. (проводится дыхательная гимнастика).
Воспитатель : Как же матрешки будут ходить друг к другу в гости? Нужны дорожки. Соедините дома дорожками. Палочки для дорожек возьмите какие хотите, но чтобы дорожка получилась одного цвета. (Спросить у детей, из каких палочек по размеру и цвету они построили дорожки, сколько их потребовалось)
Воспитатель : Ребята, расскажите, какие дома у вас получились. (Ответы нескольких детей). Я думаю, все матрешки будут с удовольствием жить в своих красивых домах и ходить друг к другу в гости. Давайте вместе скажем ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ — МАТРЕШЕК Я ЛЮБЛЮ. (повторяем несколько раз чистоговорку).
Рефлексия

В завершение нашего мастер – класса предлагаю сочинить «Синквейн» по определенному алгоритму:

1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна.
2 строчка – 2 прилагательных.
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Это может быть крылатое выражение, цитата. И мы определим, что произошло с вами в течение нашей встречи. Может быть вы чему — то научились, может быть кому — то было интересно. Может быть наш мастер – класс вас вдохновил на новые дела.

Пример:
«Мастер-класс
Волнующий, интересный
Манит, Учит. Вдохновляет.
Мысли будоражит, уверенность будит!»

1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна.
2 строчка – 2 прилагательных.
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Это может быть крылатое выражение, цитата. И мы определим, что произошло с вами в течение нашей встречи. Может быть вы чему — то научились, может быть кому — то было интересно. Может быть наш мастер – класс вас вдохновил на новые дела.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Теоритическая помощь в медицине