Что наднвать когда 16

Меню навигации

Поделиться125-06-2014 14:37:25

А по «Парижу», уточняю координаты:Пари́ж — село в Нагайбакском районе Челябинской области, административный центр Парижского сельского поселения. Расстояние от Магнитогорска 95 км, от Челябинска 307 км.

Отредактировано Череп (25-06-2014 15:30:17)

Поделиться225-06-2014 15:36:20

М.б. это:XXII Всероссийский Бажовский фестиваль народного творчества, пройдет в Челябинской области на территории санатория «Сунгуль» с 20 по 22 июня. В семи конкурсных программах примут участие народные певцы, артисты словесных жанров и мастера народных промыслов со всей России и ближнего зарубежья.

Впервые на фестивале выберут Хозяйку медной горы. Поучаствовать в необычном конкурсе красоты могут представительницы прекрасного пола в возрасте от 25 до 35 лет.

Поделиться325-06-2014 16:09:28

Прошу, Вас, к барьеру!
А по «Парижу», уточняю координаты:Пари́ж — село в Нагайбакском районе Челябинской области, административный центр Парижского сельского поселения. Расстояние от Магнитогорска 95 км, от Челябинска 307 км.

Вот это красивый момент. Теплее.

Имеем Челябинская обл., картинка 1, 4 и афоризм.

М.б. это:XXII Всероссийский Бажовский фестиваль народного творчества

Отредактировано Valentina13 (25-06-2014 16:17:30)

Поделиться425-06-2014 16:19:19

Вероятно об этом:
елябинские дорожные рабочие использовали при строительстве дороги вместо щебня самоцветы. К такому выводу пришли эксперты Росфиннадзора, проверяя качество федеральной трассы М-5 у села Травники. Оказалось, что при реконструкции одного из участков трассы «Урал» вместо щебня его засыпали поделочным минералом — змеевиком. Этот полудрагоценный минерал не только слишком дорогой для использования его в таком качестве, но и слишком хрупкий. Однако перестилать дорогу — нерационально, говорят эксперты.

Вы доверяете врачам и их назначениям?
Да
16.22%
Нет
13.86%
Доверяю, но проверяю все лекарства на отзывы в интернете от людей которые уже опробовали и только тогда начинаю принимать.
53.69%
Да, но только назначениям и врачам из платных клиник.
16.22%
Проголосовало: 339

Как пишет SmartNews, нарушение было обнаружено в ходе плановой ревизии автотрассы. У ревизора возникли подозрения по поводу использованного материала, было решено вскрыть дорожное полотно на одном из реконструированных участков. Взятые пробы щебня были отправлены на экспертизу, которая и подтвердила, что это серпентин, более известный как змеевик.

«Помимо того что стоимость этого минерала многократно превышает стоимость обычного щебня, по своим свойствам он совершенно непригоден для использования в качестве отсыпки», — комментирует руководитель территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области Марат Муллаянов.

Размер ущерба, нанесенного региону в результате использования змеевика не по назначению, в Росфиннадзоре пока не могут назвать даже приблизительно. Следственным органам предстоит изучить деятельность ОГУП «Челябинскавтодор», выполнявшего реконструкцию автотрассы.

Между тем в отношении руководителя госпредприятия Константина Овчинникова уже возбуждено уголовное дело. Правда, пока по статье, не связанной с «драгоценной» дорогой: его подозревают в получении взятки «за оказание ему покровительства». На время следствия гендиректор взят под стражу, сообщает «АиФ-Челябинск».

«АиФ» уточняет, что змеевиком было отсыпано не менее 30% участка дороги. Стоимость щебня, который необходимо использовать для отсыпки дорог, в Челябинской области составляет 400 рублей за тонну. А змеевик стоит не менее трех тысяч рублей за тонну. То есть эта статья расходов при реконструкции была более чем в семь раз выше обычного, подсчитали в SmartNews. Чем крупнее фракция камня, тем выше его стоимость. В региональном управлении Росфиннадзора рассказали, что на строительстве дороги использовалась очень крупная фракция, практически булыжник.

«Я не понимаю, как можно принять змеевик за обычный гравий. Даже если он не обработан, по нему видно, что это не обычный камень. У него структура волокнистая, он зеленого цвета, и окраска у него зернистая», — говорит геолог Сергей Петелин.

Но, по мнению строительных технологов, переделывать дорогу ради спасения минералов сейчас нецелесообразно — повторная реконструкция обойдется куда дороже, чем стоимость минералов. Самое страшное, что может случиться, — дорога выйдет из строя раньше своего эксплуатационного срока, когда драгоценные камни превратятся в драгоценную пыль.

А пользователи в интернете отмечают, что эта история, похоже, открывает главную тайну российских дорог и их удивительных строительных смет.

Прошу, Вас, к барьеру!
А по «Парижу», уточняю координаты:Пари́ж — село в Нагайбакском районе Челябинской области, административный центр Парижского сельского поселения. Расстояние от Магнитогорска 95 км, от Челябинска 307 км.

При выборе обуви учитывайте то, как будет осуществляться шнуровка. На сегодняшний день самой надежной считается шнуровка через кольца и петли, а вот шнуровка через крючки будет цеплять не только шнурки, но и посторонние предметы и одежду. Известная всеми нам шнуровка через дырочки часто неравномерно сжимает стопу, что и приводит к дискомфорту при ношении. Кроме того, в плохую погоду через отверстия может попадать влага.

Для шнурования берцев можно использовать способ «лесенка». Возьмите шнурок и протяните его горизонтально через два нижних отверстия. Не перекрещивая концы шнурка поднимите их прямо и протяните через следующие два отверстия снизу вверх. Затем, перекрестив концы шнурков, проденьте их в ту петлю, которая была образована противоположным концом шнурка. Снова проденьте концы шнурков прямо в верхние отверстия и продолжайте шнуровать таким образом до верха обуви. Завяжите шнурки узлом и сделайте бантик.

При выборе обуви учитывайте то, как будет осуществляться шнуровка. На сегодняшний день самой надежной считается шнуровка через кольца и петли, а вот шнуровка через крючки будет цеплять не только шнурки, но и посторонние предметы и одежду. Известная всеми нам шнуровка через дырочки часто неравномерно сжимает стопу, что и приводит к дискомфорту при ношении. Кроме того, в плохую погоду через отверстия может попадать влага.

Светлана Белоусова

Холода на носу. П рошлогодн е е вышл о из моды . Что же носить?! Не надо ломать голову — морщинки лоб не украшают. Лучше вспомнить опыт наших бабушек, прабабушек и прочих пра-пра-пра

Дьявол в деталях

Для начала условие: чем дальше от опостылевшего до оскомины привычного имиджа — тем лучше. К примеру, вы — женщина в возрасте элегантности, немного уставшая от каждодневно го чередования «офис – шопинг – домашние хлопоты». Самое простое решение — собираясь, допустим, на корпоративную вечеринку, вспомнить о декадансе. Превратить себя в рыжекудрую бальзаколетнюю (по терминологии Серебряного века) даму.

Трансформация не займ ё т много времени. Во-первых, платье. Нежно фиолетовое или цвета морской волны, лучше со стреловидным декольте. К нему — большие (чем крупнее, тем выразительне е !) серьги с зелёными или лиловыми камнями. После чего оста ё тся обвести глаза утомл ё нно-голубыми тенями, нанести на губы отчаянно-пунцовую помаду и набраться терпения, так как прид ё тся выслушивать комплименты коллег-мужчин, включая обычно сдержанного босса. Потому что все они, чуть опьянев от вашего изысканного шарма, начнут складывать к ногам загадочно–прекрасной дамы « дьяволоподобные цветы: розы, туберозы и мимозы» .. .

Однако, если вы — не большая любительница откровенно эротической декадентской поэтики, страстные признания менеджеров по рекламе и логист ике быстро покажутся обременительными. Так что л учше, пожалуй, придумать что-нибудь попроще .

Чем, скажем, плох женский тип позапрошлого века — « епархиалка »?

Громкоголосая , розовощ ё кая, в меру смешливая и без особых заморочек в характере — такие, как правило, искали «женихов с приходом». Правда, учитывая, что в стенах Александро-Невской лавры дискотек не устраивают, придётся поломать голову, куда можно пойти « епархиалкой » сегодня … Н о, если такой стиль вам близок, выгодно надеть оттеняющее яркий румянец серо-бежевое платье, а к нему прекрасно подойдут гладкая прич ё ска, французский маникюр и до банальности классические украшения. А чтобы выглядеть естественно, необходимо отработать перед зеркалом скромность во взгляде, а также подготовиться к разговорам с не слишком продвинутыми мужчинами. Впрочем, именно из таких господ чаще всего получаются хорошие мужья…

К слову, в X V II веке церковные должности передавались по наследству. За неимением у батюшки наследника « мужеска полу», приход доставался его дочери. Подразумевалось, что его займет её муж. Если же такового не было, Владыка спешно назначал « поглядины » в ближайшем духовном училище. Говорят, иногда случалось, что избранник оказывался «без ума», то есть не соответствовал образовательному цензу. Бывало и обратное — претензий к жениху не обнаруживалось, зато приданое невесты — вакантный приход — оспаривалось через Синод. В результате девица оставалась «без места».

Отсюда, видно, и пошла поговорка «Невеста без места, жених без ума»…

Если надевать , то лучшее!

В силу понятных причин, тип « епархиалка », подходит далеко не всем. Помимо прочего, обязательная для него пышущая здоровьем дебелость не умещается в параметры «90-60-90». Пожалуй, если уж продолжать околоцерковную тему, современной даме больше подойдё т ч ёрно-белый стиль «монахиня».

В данном случае г лавное — не переборщить. Максимально закрытое платье в обтяжку будет прозрачно намекать, что и христова невеста не чужда соблазнов. Основа данной стилистик и — контрастирующие с высветленными губами густо обведённые ч ё рным глаза «вамп», превращающие мужч ин в агнцев, жаждущих заклания.

Кстати, о макияже. Большинство современных барышень даже не подозревают, что в X V I веке российские дамы обесцвечивали ресницы и брови. При этом полагалось чернить зубы и белки глаз, для чего использовалась смесь металлической сажи с водкой. С егодня, разумеется, немногие о тважатся на такой косметический изыск . К тому же образ супер — ретро подразуме вает максимально объёмные ноги.

Справедливости ради следует признать, что и в старину так ими ногами обладали далеко не все дамы. А потому те м, ко го природа не наградила подобными формами, приходилось обматывать икры и щиколотки под чулками толстыми онучами. Впрочем, это допустимо и сегодня, правда, колготки при таком способе не могут быть прозрачными…

Вариант следующий — «женщина интеллигентной профессии». Именно полторы сотни лет назад называли себя «трудящиеся эмансипе с образованием».

Выбрав этот стиль, необходимо при любых обстоятельствах оставаться в деловом костюме и туфлях на спокойном каблуке. В крайнем случае, допустимо сменить корректную блузку на слегка легкомысленную , а ещё, подобно дамам конца позапрошлого века , — присыпать волосы пудрой.

К слову, сегодня в продаже немало лаков для волос с подобным эффектом, причём, используя их, девушки сами не подозревают, что демонстрируют окружающим свой интерес к истории. А ведь его можно и нужно демонстрировать! Поэтому тем, кто не помнит старых анекдотов, предлагаю дежурный вариант.

Д ипломат Священной Римской империи барон Сигиз мунд фон Герберштейн , побывав в России в 1517 году и вернувшись домой, обнародовал «Записки о Московии». В них значилось, что зимы у нас до такой степени суровы, что русские в холодный период года «замирают, а весной вновь оживают, будто лягушки. Массовый замор их происходит 27 ноября, а воскрешение — 24 апреля»…

Красота «а ку сюр »

При выборе стиля деловой женщины мы всегда рискуем. Очки могут вызвать у мужчин воспоминание об учительнице обществоведения, и последствия будут мало приятны … Н ет, правильнее будет от данного образа отказаться! И — обратиться к очень распространенному среди наших прабабушек типу «современная дама без предрассудков».

Здесь допустимо всё, от романтических локонов до мейкапа без комплексов. Единственное условие — дозированно рискованные разговоры. Можно опять же вспомнить истори ю . Например, если вы проводите вечер в компании военнослужащих, рассказать эпизод из морского прошлого России. Н у , скажем, вспомнить курьёз, случившийся в 1900 году во время высочайш его смотра Черноморского флота.

Дело в том, что тогда буквы русского алфавита для флажковых семафоров носили старославянские названия и имели каждая определенный смысл. Так «а» (аз) означало «запрещаю», «д» (добро) – «разрешаю». А литера «х» (хер) значила: «приказываю закончить учения». Во время маневрирования броненосцев на капитанский мостик флагмана поступил доклад следующего содержания: « “ Георгий Победоносец ” с поднятым “ хером ” направляется к “ Екатерине Великой ” »…

Рассказывают, что лица императорской фамилии были повергнуты данным сообщением в настоящий шок. Возможно, реакция ваших собеседников станет аналогичной. Но это не должно вас смущать, ведь вы — «дама без комплексов»!

О ретро можно рассказывать много и долго, до бесконечности . Но ни один самый замысловатый наряд не произвед ё т должного впечатления, если не снять со своего лица характерный для сегодняшней женщины «синдром хронической усталости». У наших бабушек было для этого немало секретных средств . В от лишь некоторые из них:

— для достижения матовости кожи барышни ели бумагу и мел;

— для ухода за жирной кожей применялись компрессы из парной телятины, а за сухой — из постной свинины;

— чтобы придать глазам томную раскосость, дамы стягивали голову тесным и жёстким колпаком…

Но всё-таки самое важное — иметь хорошее настроение. И — не менее важное ! — снисходительно относиться к мужчинам, которые, увы, часто не замечают наших ухищрений. По крайней мере, не следует устраивать сцен! А чтобы выплеснуть рвущуюся наружу обиду, достаточно просто шепнуть на ухо приятельнице (как это делали дамы X VIII века, знавшие русский хуже французского) что-либо вроде:

— Я в дистракции и в дизаспере . Амант мой сделал мне инфиделите , и я а ку сюр против риволя своего реванжировалась .

Мужчины, если даже и услышат, всё равно ничего не поймут. Уж мы-то с вами знаем: они, мужчины , вообще многого не понимают…

Кстати, о макияже. Большинство современных барышень даже не подозревают, что в X V I веке российские дамы обесцвечивали ресницы и брови. При этом полагалось чернить зубы и белки глаз, для чего использовалась смесь металлической сажи с водкой. С егодня, разумеется, немногие о тважатся на такой косметический изыск . К тому же образ супер — ретро подразуме вает максимально объёмные ноги.

Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для изучения древних одежд оказались мужские, женские, детские захоронения, многие сотни которых обнаружены и исследованы учёными на всей территории расселения древних славян.

Погребальный обычай наших пращуров требовал отправлять человека в последний путь в богатом, удобном и красивом убранстве, причём для женщин и девушек это был, как правило, свадебный наряд. Почему так, рассказывается в главах «Свадьба» и «Звёздный мост». Металлические, самоцветные, стеклянные элементы таких нарядов — пряжки, бусы, пуговицы — Попадали в землю более или менее целыми даже в том случае, если тело предавали огню. Но, к счастью для современной науки, погребальный костёр устраивали не всегда, и во многих могилах сохранились настоящие комплекты амулетов, украшений и всевозможной «галантереи». По тому, как они расположены на костях древних скелетов, учёные делают выводы о древних костюмах. Например, о наборных мужских поясах или женских головных уборах, унизанных бисером. Если же обобщить данные раскопок в разных концах славянских земель, можно начинать разговор о различных типах украшений, характерных для жителей тех или иных мест. В частности, это позволило уточнить границы расселения отдельных племён, известных из летописей.

Подобный шанс дают нам и памятники литературы, взять хотя бы сочинения византийских хронистов и арабских путешественников, которые посещали древних славян. Сохранились описания одежд и в наших летописях. Во всяком случае, язык древних книг и берестяных грамот, найденных при раскопках, позволяет судить, что именно называлось «корзном», что — «гащами», а что — «сарафаном».

Читайте также:  Какие ощущения если швы расходятся на шейке при ицн

И наконец, нельзя пренебрегать сведениями, которые может дать народный костюм, кое-где перекочевавший из бабушкиного сундука на витрины музеев, а кое-где (на Русском Севере) надеваемый в праздники и по сей день. Понятно, здесь необходима разумная осмотрительность, ведь на протяжении веков народный костюм хоть и медленно, но всё же менялся. И тем не менее, когда начали реставрировать женский головной убор VI века из земли древних полян, он оказался удивительно схож с кокошником, что носили в Каргополье всего сто лет назад!
2. ОДЕЖДА
2.1 «По одёжке встречают. »

Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» — совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание. Люди старшего возраста помнят, какие споры уже в наше «просвещённое» время кипели из-за женских брюк, но не все понимают, в какую глубокую древность уходят корни этого спора. Тысячу лет назад подобное было допустимо разве что для спасения жизни — своей или чужой. Например, в Скандинавии времён викингов жена могла запросто развестись с мужем, если он надевал на себя хоть что-то, принадлежавшее к женскому убранству.

И сегодня сохранились в нашем обиходе «говорящие» детали одежды и даже целые виды костюма, которые может носить только член определённой половозрастной или общественной группы. Об этом рассказывается в главе «Границы во времени». Как и всё на свете, «говорящие» одежды рождаются и умирают. Скажем, не так давно перестала быть обязательной школьная форма. Хочешь —сиди на уроке в джинсах, хочешь — в кожаной юбке, учителю нет до этого дела, лишь бы слушали. Когда учился в школе автор этих строк, было немыслимо прийти на занятия в чём-либо, кроме строгого серого костюма, причём из определённой материи (у мальчиков), или коричневого платья с передником (у девочек). Зато после уроков одевались кто как хотел. А вот моя бабушка прекрасно помнила, как их, гимназисток, заставляли повсюду— ив театр, и на прогулку — ходить ТОЛЬКО в форменном платье. Да ещё цвет платья менялся в зависимости от того, в какой класс перешла ученица!

Надо ли доказывать, насколько богаче подобными знаками был древний наряд?

Как называли древние славяне «одежду вообще»?

Слово «одеяние», имеющее для нас некий торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще». Действительно, вслушаемся: «одеяние» — «то, что одевает». Употреблялся и близкий вариант—«одение».

А вот другое современное просторечие — «портки». В древности его произносили иначе — «порты». Оно родственно глаголу «пороть», то есть по-древнерусски «резать» (вспомним родственное слово «вспороть»). «Порты» употреблялись как в значении «одежда вообще», так и в значении «отрез, кусок ткани, холста». Языковедами отмечен и ещё один смысл -— «кожа с задних ног животного». Нет ли здесь отзвука тех древнейших времён, когда, подражая мифическому предку-зверю, люди старались кроить обувь из шкуры звериных ступней, а шапки — из шкуры с головы. Так или иначе, «порты» всё чаще обозначали одежду для ног. Пока не превратились в «портки» — впрочем, без того просторечного оттенка, который это слово имеет в русском языке сейчас. А древнее значение — «одежда вообще» — сохранилось для нас в слове «портной», или «портной швец», как говорили в старину.

Теперь нетрудно понять, почему самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). В главе «Взросление» уже упоминалось, что и в дальнейшем детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. Делали это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая, стираная материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет — в священной силе, или, по-теперешнему, в биополе родителей, способном заслонить неокрепшего маленького человека, уберечь от порчи и сглаза.

Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Право на «взрослую» одежду дети получали только после обрядов инициации (об этом подробнее см. в главе «Взросление»).

Такая традиция исключительно долго держалась в славянской среде, особенно в деревне, мало подверженной веяниям моды. С течением столетий был утрачен древний ритуал перехода из разряда «детей» в разряд «молодёжи», многие его элементы вошли в состав свадебной церемонии. Так, ещё в XIX (!) веке в некоторых областях России, Украины, Белоруссии вполне уже взрослые юноши и девушки порою до собственной свадьбы ходили в детской одежде — рубахе, схваченной пояском. В ряде других мест одежда ребёнка представляла собой обычный крестьянский костюм, только в миниатюре.

Любящие матери всегда старались украсить детскую одежду. Учёные пока не располагают точными данными, но следует думать, что ворот, рукава и подол рубашки покрывала обильная вышивка. Это тем более вероятно, что вышивка (как, впрочем, и всё, что называется теперь «украшениями») обладала в древности оберегающим смыслом. О вышивке мы ещё поговорим, а вот металлических украшений, которыми, как мы увидим, был так богат «взрослый» девичий и женский наряд, в могилах девочек не найдено. Археологами обнаружены только ниточки бус, тонкие проволочные колечки, которые вплетались в волосы, да подвески-бубенчики, сделанные из меди или бронзы, редко — из серебра. Чаще всего их носили у пояса, иногда — по нескольку штук слева и справа, привешивая на длинную нитку, шнурок или ремешок таким образом, чтобы при каждом движении слышался звон. Современному человеку покажется, что это была забава, своего рода погремушка, а может быть, дополнительный способ присмотреть за ребёнком. Всё так, но для древних людей бубенец был в первую очередь одной из эмблем Бога Грозы, звон подвески должен был отпугивать всякую нечисть.

Так одевались дети славянского простонародья. У высших социальных слоев обычаи были несколько иными. И дело даже не в том, что боярские дети были наряжены богаче крестьянских. На миниатюре из книги XI века маленький княжич одет совершенно как взрослый, разве что без некоторых знаков княжеского достоинства. Следует предположить, что над «княжатами» обряды инициации совершались значительно раньше, чем над детьми простого народа. Ведь в случае гибели отца сыну, невзирая на малолетство, предстояло занять княжеский стол. А что если художник, работая над парадным портретом семьи великого князя, решил изобразить именно будущего правителя, а не просто ребёнка и не Счёл возможным рисовать его в одежде непосвящённого? Трудно сказать.
2.4 Рубаха

Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок ткани»—и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. Как уже говорилось (см. раздел «Ткачество»), на Руси её называли «зендень».

Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому «серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни. Некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха, пишут они, делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка — из более тонкой и мягкой. Так постепенно она и превратилась в собственно бельё («сорочка», «чехол»), а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке.

Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.

По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов.

Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладают бронзовые и медные, но исследователи полагают, что’металл просто лучше сохранился в земле. В жизни наверняка чаще встречались сделанные из простых подручных материалов — кости и дерева.

Рукава рубах были длинные и широкие и у запястья схватывались тесьмой. Заметим, что у скандинавов, носивших в те времена рубахи подобного же фасона, завязывание этих тесёмок считалось знаком нежного внимания, едва ли не объяснением в любви между женщиной и мужчиной.

В праздничных женских рубахах тесёмки на рукавах заменялись створчатыми (застёгивающимися) браслетами — «обручьями», «обручами». Рукава подобных рубах были много длиннее руки, в распущенном виде они достигали земли. А поскольку у древних славян все праздники носили религиозный характер, нарядные одежды надевались не только для красоты — это были одновременно и ритуальные облачения. Браслет XII века (сделанный, кстати, как раз для такого праздника-священнодействия) сохранил для нас изображение девушки, исполняющей магический танец. Длинные волосы её разметались, руки в спущенных рукавах взлетают, как лебединые крылья. Учёные думают, что это танец дев-птиц, приносящих земле плодородие. Южные славяне называют их «вилами», у некоторых западноевропейских народов они превратились в «вилис», в древнерусской мифологии к ним близки русалки. Все помнят волшебные сказки о девушках-птицах: герой, случается, похищает у них чудесные наряды. А также сказку о Царевне-лягушке: помавание спущенным рукавом играет в ней не последнюю роль. Вот уж действительно, сказка — ложь, да в ней намёк. В данном случае — намёк на ритуальную женскую одежду языческих времён, на одежду для священнодействия и колдовства.

Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Они почти не сохранились в земле, поэтому археологи очень долго считали, что женские одежды не подпоясывались вообще.

А вот ременные пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа — женщины не носили их никогда. Не забудем, что практически каждый свободный взрослый мужчина потенциально был воином, а именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. В Западной Европе полноправного рыцаря называли «опоясанным», пояс входил в рыцарские атрибуты наравне со шпорами. А на Руси бытовало выражение «лишить (отрешить) пояса», что значило «лишить воинского звания». Любопытно, что позже его применяли не только к провинившимся воинам, но и к священникам, которых лишали сана.

Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей». Мужской кожаный пояс обычно был в ширину 1,5— 2 см, имел металлическую пряжку и наконечник, а иногда его сплошь покрывали узорными бляшками — по ним-то и удалось восстановить строение ремня. Мужчина-славянин не успел ещё превратиться в забитого крестьянина позднейших времён, подпоясывавшегося мочальной верёвкой. Это был гордый, полный достоинства человек, защитник своей семьи, и весь его облик, в первую очередь пояс, должен был о том говорить.

Интересно, что поясные наборы «мирных» мужчин менялись от племени к племени: например, вятичи предпочитали лировидные пряжки. А вот ремни профессиональных воинов — членов дружин — были тогда почти одинаковы по всей Восточной Европе. Учёные видят в этом свидетельство широких связей между народами и определённой схожести воинских обычаев разных племён, есть даже термин — «дружинная культура».

Особой славой пользовались пояса из кожи дикого тура. Полоску кожи для такого пояса старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил смертельную рану, но ещё не испустил дух. Надо думать, эти пояса являлись порядочной редкостью, очень уж опасны были могучие и бесстрашные лесные быки. Вряд ли мы ошибёмся, предположив, что именно из турьей кожи делались воинские пояса, ведь охоту на тура приравнивали к поединку с вооружённым врагом, и, может быть, тур, посвящённый Богу Грозы, был своеобразным воинским «тотемом». Впрочем, существовало поверье, что такие пояса хорошо помогали роженицам. Кстати, рожающая Богиня изображена на бляшках пояса, найденного вместе с древностями одного из финно-угорских народов — соседей славян. Учёные считают, что этот ремень имел ритуальное назначение. Следует, однако, учесть, что ритуальным смыслом обладали буквально все предметы воинского снаряжения; об этом говорится в главе «Кольчуга». А о том, как соотносились и перекликались символы женственности и мужества, рассказывается во многих главах, например «Шейные гривны» и «Женский головной убор».

И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов: ножи в ножнах, кресала, ключи. В Скандинавии связка ключей у пояса была своего рода символом власти домовитой хозяйки, а славянским и финским женщинам непременным атрибутом казался игольник — маленький футляр для иголок. Не была редкостью и поясная сумочка (мешочек) для разной мелочи, называлась она «карман». Историки пишут, что пришивать (или пристёгивать) карманы прямо к одежде начали гораздо позже. А вот теперь поясные сумочки-карманы, удобные и незаметные под верхней одеждой, вернулись в наш обиход.

. Когда хоронили умершего, пояс обычно расстёгивали, чтобы не мешать душе окончательно покинуть тело и отправиться в загробное путешествие. Если не сделать этого, мёртвый, считалось, не обретал покоя и мог, чего доброго, повадиться вставать по ночам!

Штаны на первый взгляд кажутся неотъемлемой, просто необходимой частью мужского костюма. Однако так было (да и есть) не у всех народов и не всегда. Например, в Древнем Риме штаны считались «варварской» одеждой, которую «благородному» римлянину носить было неприлично. Галлию (современную Францию) римляне называли не только «Галлия комата» — «косматая Галлия», из-за обычая тамошних воинов-кельтов идти в бой со вздыбленными волосами, но и «Галлия брактеата» — «Галлия-в-штанах», поскольку, в отличие от римлян, кельты носили штаны. Исследователи считают, что этот вид одежды был занесен в Европу, в том числе к славянам, кочевниками древнейших времён и первоначально появился в связи с необходимостью ездить верхом.

Читайте также:  Перламутровые папулы у мужчин — болезнь или косметический дефект?

Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами («в шагу») вставляли ластовицу — для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать. Учёные пишут, что штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи.

Украшались ли штаны? Если верить изображению IV века (часть историков полагает, что там изображены славяне или предки славян) — они могли быть покрыты вышивкой спереди и внизу. Но других данных об этом нет.

Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка — «гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. «Гачами» или «гащами» древние славяне называли сперва собственно ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. «Гача» в смысле «штанина» кое-где дожило и до сего дня. Теперь делается понятен смысл современного выражения «держать в загашнике», то есть в самом укромном тайнике. Действительно, спрятанное за шнурком для штанов прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Позднейший украинский костюм в этом смысле является исключением.

Другое название одежды для ног—«портки», а также «ноговицы».

Знатоки русского языка пишут, что слово «штаны» пришло к нам из тюркских языков примерно в XVII веке и первоначально произносилось «штоны», что ближе к оригиналу.

А «брюки» вошли в употребление только при Петре I. Это слово заимствовано из германских языков, а те, в свою очередь, некогда усвоили кельто-древне-римское «брака», обозначавшее всё ту же «варварскую» одежду для ног.

Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для изучения древних одежд оказались мужские, женские, детские захоронения

Что самое главное для православных христиан в последние дни Великого поста? Как правильно провести их, чтобы достойно встретить Светлое Христово Воскресение? На наши вопросы отвеча

Они испытывают необходимость в расширении своего диагностического арсенала. И в первую очередь это исследование вызванных потенциалов (ВП) головного мозга

Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались. Давай те и мы с вами попробуем составить свое генеалогическое древо. Что нам

России чужд и вреден, так как возник на Западе. С подобным заблуждением нельзя мириться. Предлагаем Вам материал на эту тему и надеемся, что Вы его распространите в своем окружении

Когда я думала о сегодняшней лекции, мне захотелось привести слова, сказанные по поводу мозга, около двухсот лет назад, для того, чтобы мы могли сравнить, что было двести лет назад

Нация и Государство – вот коренной вопрос, который в первую очередь встает в раздумьях о византийском опыте. Сама история поставила поистине бесценный эксперимент длиною в тысячу л

Джерома Сигела и Джо Шустера в 1936 году. Впервые о Супермене узнали в США из летнего выпуска журнала Action Comics в 1938 году. Так и началась история знаменитого спасителя мира С

Как называли древние славяне «одежду вообще»?

Почему надо носить нательный крест

Нательный крест (на Руси его называют “тельник”) возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа ИисусаХриста: “Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк. 8, 34). Нательный крест помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых..людей и в трудных обстоятельствах. Крест “всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов”, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись “Спаси и сохрани!”.

Как выбрать нательный крест себе и ребенку

Нательный крест — это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.

Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму.

Почитание креста, любовь к нему проявляется в богатстве и разнообразии его украшений. Нательные кресты всегда отличались разнообразием как в выборе материала, из которого они делались — золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, — так и своей формой. И потому при выборе креста надо обращать внимание не на металл, из которого изготовлен крест, а на то, соответствует ли форма креста православным традициям, о которых пойдет речь ниже.

Можно ли носить кресты с католическим Распятием

Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия. Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся.

В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа — Человеческой и Божественной — показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя. Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения ИисусаХриста.

Как освятить нательный крест

Чтобы освятить нательный крест, нужно прийти в церковь к началу богослужения и попросить об этом священнослужителя. Если богослужение уже совершается, можно обратиться за помощью к церковному работнику, который поможет передать крест священнику в алтарь. При желании, можно просить совершить освящение креста в Вашем присутствии , чтобы соучаствовать в молитве.

Что делать с найденным нательным крестом

Найденный нательный крест можно держать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуждается. Суеверия же относительно того, что если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и искушения, безосновательны, так как Господь каждому дает свое крестоношение — свой путь, свои испытания. Если вы хотите носить найденный крест, его нужно обязательно освятить. Иногда спрашивают, можно ли дарить нательный крест. Безусловно, можно. Думается при этом, что если при вручении креста дорогому для вас человеку вы скажете, что ходили в церковь и уже освятили крест, ему будет вдвойне приятно. Сказанное в отношении к найденному кресту целиком можно отнести к любому “тельнику”, который вы по каким-либо причинам оказались не в состоянии носить.

СИМВОЛИКА И ТАИНСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ КРЕСТОВ

Восьмиконечный крест — самый распространенный в России. Над средней перекладиной этого креста, которая длиннее других, находится прямая короткая перекладина, а под средней перекладиной — короткая косая перекладина, верхний конец обращен на север, нижний, — на юг.

Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, а нижняя — подножие, на которое опирались ноги Спасителя, изображенное в обратной перспективе.

Седмиконечный крест имеет одну верхнюю перекладину и косое подножие. Подножие, как часть искупительного креста, имеет весьма глубокий мистический и догматический смысл. До пришествия Христа ветхозаветные священники приносили жертву на золотом подножии, приделанном к престолу. Престол, как и сейчас у христиан, освящался через Миропомазание: “и помажь им, — сказал Господь, — . жертвенник всесожжения и все принадлежности его. и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится”. (Исх. 30, 26. 28- 29).

Значит, подножие крестное — это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью за чужие грехи. “На кресте Он исполнил должность Священника, принесшего Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого”, — читаем в “Православном исповедании Восточных Патриархов”. Подножие Святого Креста открывает одну из таинственных его сторон. Устами пророка Исайи Господь говорит: “Прославлю подножие ног Моих” (Ис. 60, 13). И Давид говорит в псалме 99: “Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его; свято оно!” Значит, подножию Святого Креста должны поклоняться мы, свято чтить его как “подножие жертвы новозаветной” (см.: Исх. 30, 28). Седмиконечный крест часто можно видеть на иконах северного письма. В Историческом музее такой крест изображен на образе Параскевы пятницы с житием, на образе святого Димитрия Солунского, что в Русском музее, а также на иконе “Распятие”, датируемой 1500 годом и принадлежащей перу иконописца Дионисия. Седмиконечные кресты воздвигали на куполах русских храмов. Такой крест возвышается над входом Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.

Крест четвероконечный “каплевидный”

Существовали наперстные кресты этой формы и кресты нагрудные. Часто употреблялся каплевидный крест для украшения богослужебных книг. В Российской государственной библиотеке хранится греческое Евангелие XI века, титул которого украшен тонко исполненным каплевидным крестом.

  • Крест, концы которого состоят как бы из трех полукруглых листочков, иногда с шишечкой на каждом из них, называется “трилистником”.
  • Эта форма чаще других употребляется для изготовления напрестольных крестов. Кроме того, трилистные кресты встречаются в русских гербах. Из “Российского гербовника” известно, что русский трилистный крест, стоящий на опрокинутом полумесяце, изображался на гербе Тифлисской губернии. Золотые кресты “трилистники” входили в гербы и некоторых других городов: Троицка Пензенской губернии, Чернигова, города Спасска Тамбовской губернии.

    СИМВОЛИКА И РАЗНОВИДНОСТИ ДРЕВНИХ КРЕСТОВ

    Крест Т-образный, “Антониевский”

    Этот трехконечный крест дошел к нам с древних времен. На таком кресте распинали, совершали казни в ветхозаветные времена, и уже во времена Моисея такой крест назьшали “египетским”.Такой крест служил орудием казни в Римской империи. Крест состоял из двух брусьев в форме греческой буквы “Т” (тау). В “Послании Варнавы” приводится выдержка из книги пророка Иезекииля, где прообразован Т-образный крест, как символ праведности: “И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак”. Здесь словом “знак” переведено название буквы древнееврейского алфавита “тав” (то есть буквальный перевод был бы: “сделай тав”), соответствующей греческой и латинской букве Т.

    Крест схимнический, или “Голгофа”

    Крест монограммный “доконстантиновский”

    Этот символ археологи обнаружили впервые на Солунской надписи III века. А. С. Уваров в своей книге сообщает об обнаруженных археологами в пещерах Претекстата плитах, на которых не было надписей, а лишь изображение крестообразного якоря. Древние греки и римляне тоже пользовались этим символом, но значение ему придавали совершенно иное. Для них это был символ надежды на прочное земное существование. Для христиан же якорь, крестообразный по форме, стал символом надежды на крепчай ший плод Креста — Царствие Небесное, на то, что Церковь — как корабль — доставит всех достойных в тихую пристань жизни вечной. Каждый может “взяться за предлежащую надежду (то есть крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий” (Евр. б, 18’—19). Этот якорь, символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, и есть наша крепкая надежда.

    Крест “монограмма Константина”

    Греческий историк Церкви Евсевий Памфил в книге “О жизни блаженного Константина” свидетельствует о том, как святой царь Константин равноапостольный увидел сон: небо и знамение на нем, и явился ему Христос и повелел царю сделать знамя, подобное виденному на небе, чтобы употреблять его для защиты от нападения врагов. Константин, выполняя волю Божию, соорудил знамя. Евсевий Памфил, сам видевший это знамя, оставил описание: “Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, а из середины выходила буква “Р”. Такую монограмму царь потом носил на шлеме. Константиновска я монограмма стояла на многих монетах императора Константина и вообще довольно широко использовалась. Изображение ее находим на бронзовой монете императора Декария, отчеканенной в Лидии в середине III века, на многих надгробных плитах. А. С. Уваров в своей “Христианской символике” приводит пример такой монограммы в виде фрески в пещерах святого Сикста.

    Крест катакомбный, или “знамение победы”

    Крест монограммный “ послеконстантнновский”

    Крест монограммный “солнцеобразный”

    3). И другие слова раскрывают нам символику солнцеобразного креста: “ибо Господь Бог — есть Солнце” ( Пс. 84, 12).

    Крест “просфорный-константиновский”

    Крест монограммный “Трезубец”

    На древнем памятнике скульптора Евтропия высечена надпись, говорящая о принятии им крещения. В конце надписи помещена монограмма-трезубец. Что символизирует эта монограмма? Проходя близ моря Галилейского, Спаситель увидел рыбаков, забрасывающих сети в воду, и сказал им: “идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков” (Мф. 4, 19). Поучая народ притчами, Христос говорил: “подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода” (Мф. 13,47). А. С. Уваров в “Христианской символике” указывает: “Признав в снарядах для рыболовства символическое значение Царствия Небесного, мы можем предположить, что все формулы, относящиеся к этому понятию, иконно выражались этими символами”. И трезубец, которым раньше ловили рыбу, — также символ Царствия Небесного. Следовательно, трезубчатая монограмма Христа издавна означала причастность к Таинству Крещения, как уловления в сети Божьего Царства.

    Этот крест имеет форму восьмиконечного креста, вторая перекладина которого в центре обведена кругом с остриями по краю, символизирующими терновый венец. Когда согрешил праотец наш Адам, Господь сказал ему: “Проклята земля за тебя. терния и волчцы произрастит она тебе” (Быт. 3, 17-18). А новый безгрешный Адам — Иисус Христос — добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть, и терновые страдания, к ней ведущие. “Воины, сплетши венец из терна, возложили ему на голову, — говорится в Евангелии, — и ранами Его мы исцелились” ( Ис. 53, 5). Вот почему терновый венок стал для христиан символом победы и награды, “венцом правды” (2 Тим. 4, 8), “венцом славы” (1 Пет. 5, 4), “венцом жизни” (Иак. 1, 12;.Апок. 2, 10). Крест с терновым венцом был известен у разных христианских народов древности. Когда вера христианская распространилась в других землях, крест “терновый венец” восприняли и эти новые христиане. К примеру, крест такой формы изображен на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства. И на Руси употреблялось изображение креста “терновый венец”. Такой крест помещен на иконе “Прославление Креста” XII века, находящейся в Третьяковской галерее. Изображение креста с терновым венцом вышито так же на покровце “Голгофа” — монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой.

    Крест вислецеобразный

    Крест “виноградная лоза”

    Крест четырехконечный латинский

    Крест четырехконечный с удлиненной нижней частью выделяет представление о долготерпении Божественной любви, отдавшей Сына Божия в крестную жертву за грехи мира. Такие кресты впервые появились в III веке в Римских катакомбах, где собирались для богослужений христиане. Кресты такой формы были так же распространены, как и греческие. Многообразие форм креста признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита, крест всякой формы есть истинный крест. “Разнообразием чувственных знаков мы иерархически возводимся к единообразному соединению с Богом” (Иоанн Дамаскин). Крест такой формы и сейчас употребляют некоторые восточные православные Церкви. Стойка этого креста значительно длиннее, чем балка. Стойка и балка пересекаются так, что два горизонтальных плеча и верхняя вертикальная часть имеют одинаковую длину. Нижняя часть стойки составляет две трети всей длины. Этот крест символизирует прежде всего страдания Христа-Спасителя. Сильным толчком для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, послужило обретение Честного Животворящего Креста матерью святого царя Константина, равноапостольною Еленой. По мере распространения прямого изображения креста он приобретает постепенно форму Распятия. На христианском Западе такой крест — самый распространенный. Нередко ревностные почитатели восьмиконечия не признают латинский крест. Старообрядцы, например, называют его пренебрежительно “крыж латынски” или “крыж рымски”, что означает Римский крест. Но не надо забывать, что, как написано в Евангелии, казнь крестная распространялась по Империи именно римлянами и считалась римскою. “Кресте всечестный, четвероконечная сила, апостолам благолепие”, — поется в “Каноне Честному Кресту” святого Григория Синаита. Божественная сила Креста содержит все земное, небесное и преисподнее. “Се четвероконечный Крест, имели высоту, глубину и широту”, — поется в четвертой песне канона. Святитель Дмитрий Ростовский говорит: “И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился. Проявляя чудесную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его”.

    Читайте также:  Аллергический ринит: причины и провоцирующие факторы, принципы лечения, прогноз

    Крест круглый “нахлебный”

    Крест “накупольный” с полумесяцем

    Крест “мальтийский”, или “георгиевский”

    Рукоять архиерейского жезла украшена крестом, который называется “мальтийским”, или “георгиевским”, крестом. Патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда “верою. поклонился, — как говорит Апостол Павел,— на верх жезла своего” (Евр. 11, 21). А святой Иоанн Дамаскин разъясняет: “жезла, служившего изображением креста”. Поэтому и и возвышается над жезлом архиерея крест. Кроме всегдашнего и повсеместного церковного употребления, форма этого креста была официально принята образованным на острове Мальте орденом святого Иоанна Иерусалимского. После этого и сам крест стал называться “мальтийским”. А имя “георгиевский” этот крест получил с учреждением наградного знака — Креста святого Георгия Победоносца. Золотые “мальтийские” кресты входили в гербы многих российских городов.

    Крест старопечатный “плетеный”

    Уже в самом названии этого креста содержится основная информация о нем.Вся поверхность его состоит из разнообразных элементов плетения. Плетение как вид декоративного искусства существовал уже в древнехристианские времена. Оно известно в вышивке, резьбе по камню и дереву, а так же в мозаике.Но особенно распространены изображения плетеных крестов в украшении рукописных и старопечатных книг. Часто эта форма креста встречается как украшение в болгарских и русских старопечатных книгах.

    Крест-монограмма “посох пастыря”

    Прообразом Креста Христова христиане считают жезл Моисея. Господь сообщил посоху Моисея чудодейственную силу в знак пастырской власти. Изображением креста пророк Моисей разделил и соединил воды Черного моря. Господь, устами пророка Михея, Своему Единородному Сыну говорит: “Паси народ Твой жезлом Твоим овец наследия Твоего”. Символ пастырь изображен у первохристиан виде загнутого посоха, который пересекает букву “X”, имеющую два значения —’вертикальной креста и первую букву имени Христа. А. С. Уваров, описывая находки катакомбного периода таким изображением, называет их “монограммой Спасителя”.

    Крест в форме египетского иероглифа “анх”

    О БЛАГОГОВЕЙНОМ ПОЧИТАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

    Великие русские старцы советовали, что надо всегда носить нательный крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти. “Христианин без креста, — писал старец Савва, — это воин без оружия, и враг может легко одолеть его”. Нательный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято.Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, хорошо поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова “Спаси и сохрани ”.“Не носите крестик как на вешалке, — часто повторял Псково-Печерский старец Савва, — Христос оставил на Кресте свет и любовь. От крестика исходят лучи благодатного света и любви. Крест отгоняет злых духов. Целуйте свой крестик утром и вечером, не забывайте его целовать, вдыхайте эти лучи благодати, из него исходящие, они невидимо проходят в душу, сердце, совесть, характер. Под действием этих благодатных лучей нечестивый человек становится благочестивым. Целуя свой крестик, помолитесь за близких грешников: пьяниц, блудников и других, кого знаете. Чрез ваши молитвы они исправятся и будут хорошими, ибо сердце сердцу весть подает. Господь всех нас любит. Он за всех пострадал ради любви, и мы должны всех любить ради Него, даже врагов своих.Если вы так начнете день, осеняясь благодатию от своего крестика, то и весь день проведете свято. Не будем забывать так делать, лучше не поесть, чем забыть о крестике!”.

    МОЛИТВА СТАРЦА САВВЫ ПРИ ЦЕЛОВАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТИКА

    Старец Савва составил молитвы, какие нужно читать при целовании крестика. Вот одна из них:

    “Пролей, Господи, каплю Святейшей Крови Твоей в мое сердце, иссохшее от страстей и грехов и нечистот душевных и телесных. Аминь. Имиже веси судьбами спаси меня и сродников, и знаемых моих (имена)”.

    Нельзя носить нательный крест как амулет, как украшение. Нательный крест и крестное знамение есть только внешнее выражение того, что должно быть в сердце христианина: смирения, веры, упования на Господа. Крест — это реальная сила. Им совершались и совершаются многие чудеса. Но непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения. “Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? — вопрошает святой праведный Иоанн Кронштадтский и сам же дает ответ: — По неверию вашему”. Надевая на грудь нательный крест или осеняя себя крестным знамением, мы, христиане, свидетельствуем, что готовы нести крест безропотно, смиренно, добровольно, с радостью, ибо любим Христа и хотим сострадать с Ним, ради Него. Без веры и благоговения нельзя и осенять себя или других крестным знамением. Вся жизнь христианина, со дня рождения до последнего вздоха на земле, и даже после смерти, сопровождается крестом. Крестным знамением осеняет себя христианин при пробуждении (надо приучить себя, чтобы оно было первым движением) и при отходе ко сну — последним движением. Крестится христианин перед и после вкушения пищи, перед и после учения, при выходе на улицу, перед началом каждого дела, перед принятием лекарства, перед вскрытием полученного письма, при неожиданных, радостных и горестных известиях, при входе в чужой дом, в поезде, на пароходе, вообще при начале всякого пути, прогулки, путешествия, перед купанием, навещая больных, идя в суд, на допрос, в тюрьму, в ссылку, перед операцией, перед боем, перед научным или иным докладом, перед и после собрания и совещания и т. д. Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со страхом, с трепетом и с крайним благоговением. (Полагая на чело три большие перста, говори: “во имя Отца”, потом, опустив руку в том же виде на грудь, говори: “и Сына”, перенося руку на правое плечо, затем на левое, говори: “и Святого Духа”. Сделав на себе это святое знамение креста, заключи словом “аминь”. Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь”.) Демоны, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, боятся образа Креста и не терпят видеть знамение креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от него тотчас. “Если ты будешь всегда употреблять святой Крест в помощь себе, то “не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему” (Пс. 90.10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение. Ибо весьма крепко это оружие, и.никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен” <преподобный Ефрем Сирии).

    Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!

    О символике игральных карт

    Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавнстнпками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — “молчанием предастся Бог”! Так называемые “игральные карты”, имеющиеся, к несчастью, во многих домах, есть орудие бесообщения, посредством которого человек непременно входит в контакт с демонами . Все четыре картежные “масти” подразумевают не что иное, как крест Христов вместе с другим и равнопочитаемыми у христиан священными предметами: копьем, губкой и гвоздями, то есть все то, что было орудиями страданий и смерти Божественного Искупителя. И по невежеству многие люди, перекидываясь “в дурака”, позволяют себе хулить Господа, беря, к примеру, карту с изображением креста “трилистника”, то есть креста Христова, коему поклоняется полмира, и, швыряя ее набрежпо со словами (прости. Господи!) “трефа”, что в переводе с идиш означает “скверный” или “нечисть!” Да мал о того, эти смельчаки, заигравшиеся в самоубийство, по существу верят в то. что крест этот “бьется” какой-нибудь паршивой “козырной шестеркой”, вовсе не ведая, что “козырь” и “кошер” пишется, например по-латыни. одинаково. Давно пора было бы прояснить подлинные правила всех карточных игр, при которых “в дураках” остаются все играющие: они состоят в том, что ритуальные жертвоприношения, по-еврейски называемые талмудистами “кошерными” (то есть “чистыми”), якобы имеют силу над Животворящим Крестом! Если знать о том, что игральные карты невозможно использовать, в других целях, кроме осквернения христианских святынь на радость бесам, то станет предельно понятна роль карт и в “гаданиях” — этих гадких исканиях бесовских откровений. Надо ли в связи с этим доказывать, что всякий прикасавшийся к колоде карт и не принесший искреннего покаяния на исповеди в грехах богохульства и кощунства имеет гарантированную прописку в аду? Итак, если “трефы” — это хула беснующихся картежников на специально для этого изображаемые кресты, называемые еще ими “крести”, то чго же тогда означают — “вини”, “черви” и “бубны”? Не станем утруждать себя переводом и этих ругательств на русский язык, но лучше откроем Новый Завет для пролития на бесово племя невыносимого для них Света Божиего. Святитель Игнатий Брянчанинов в повелительном наклонении накидает: “ознакомься с духом времени, изучи его. чтоб по возможности избегнуть влияния его” (Отеч. стр. 549). Картежная масть “вини”, или иначе, “пики”, хулит евангельскую пику, то есть копье святого мученика Лонгина Сотника. Как предсказывал о Своем прободении Господь, устами пророка Захарии, что “воззрят на Того, Которого пронзили” (12; 10), так и произошло: “один из воинов (Лонгин) копьем пронзил Ему ребра” (Ин. 19; 34). Картежная масть “черви” хулит евангельскую губку на трости. Как предупреждал о Своем отравлении Христос, устами царепророка Давида, ч го воины “дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусомл (Пс. 68; 22), так и сбылось: “один из них взял губку, напоил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить” (Мф. 27; 48). Картежная масть “бубны” хулит евангельские кованые четырехгранные зазубренные гвозди, коими были прибиты руки и ноги Спасителя ко древу Креста. Как пророчествовал Господь о своем гвоздином пропятии, устами псалмопевца Давида, что “пронзили руки Мои и ноги Мои” (Пс. 22; 17), так и исполнилось: Апостол Фома, сказавший “если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20; 25), “поверил, потому что увидел ” (Ин, 20; 29); и Апостол Петр, обращаясь к соплеменникам, свидетельствовал: “мужи Израильские” — говорил он, — Иисуса Назорея (. ) вы взяли и. пригвоздив (ко кресту) руками (римлян) беззаконных, убил и; но Бог воскресил Его” (Деян. 2; 22, 24). Распятый со Христом нераскаянный разбойник, подобно нынешним картежникам, хулил крестные страдания Сына Божия и, по завзятости, по нераскаянности, навсегда отправился в» преисполню; а разбойник благоразумный, подавая всем пример, покаялся на кресте и тем наследовал вечную жизнь с Богом. Поэтому будем помнить твердо, что для нас, христиан, не может быть никакого другого предмета упований и надежд, никакой другой опоры в жизни, никакого другого объединяющего и вдохновляющего нас знамени, кроме единственно спасительного знамения непобедимого Креста Господня!

    Крест четырехконечный с удлиненной нижней частью выделяет представление о долготерпении Божественной любви, отдавшей Сына Божия в крестную жертву за грехи мира. Такие кресты впервые появились в III веке в Римских катакомбах, где собирались для богослужений христиане. Кресты такой формы были так же распространены, как и греческие. Многообразие форм креста признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита, крест всякой формы есть истинный крест. “Разнообразием чувственных знаков мы иерархически возводимся к единообразному соединению с Богом” (Иоанн Дамаскин). Крест такой формы и сейчас употребляют некоторые восточные православные Церкви. Стойка этого креста значительно длиннее, чем балка. Стойка и балка пересекаются так, что два горизонтальных плеча и верхняя вертикальная часть имеют одинаковую длину. Нижняя часть стойки составляет две трети всей длины. Этот крест символизирует прежде всего страдания Христа-Спасителя. Сильным толчком для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, послужило обретение Честного Животворящего Креста матерью святого царя Константина, равноапостольною Еленой. По мере распространения прямого изображения креста он приобретает постепенно форму Распятия. На христианском Западе такой крест — самый распространенный. Нередко ревностные почитатели восьмиконечия не признают латинский крест. Старообрядцы, например, называют его пренебрежительно “крыж латынски” или “крыж рымски”, что означает Римский крест. Но не надо забывать, что, как написано в Евангелии, казнь крестная распространялась по Империи именно римлянами и считалась римскою. “Кресте всечестный, четвероконечная сила, апостолам благолепие”, — поется в “Каноне Честному Кресту” святого Григория Синаита. Божественная сила Креста содержит все земное, небесное и преисподнее. “Се четвероконечный Крест, имели высоту, глубину и широту”, — поется в четвертой песне канона. Святитель Дмитрий Ростовский говорит: “И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился. Проявляя чудесную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его”.

    Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

  • Оцените статью
    Теоритическая помощь в медицине