Индивидуальная программа на ребенка 4 лет с задержкой речевого развития

По результатам выполнения заданий каждым ребенком были получены индивидуальные значения экспериментальной и контрольной групп. В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его речи (приложение 4).

В таблице 1 представлены сводные результаты исследования уровня развития речи у детей четвертого года жизни с ЗРР и нормальным речевым развитием.

Уровни развития речи у детей четвертого года жизни (констатирующий этап исследования)

В ходе исследования было отмечено, что высокий и средний уровень развития речи не был выявлен ни у одного ребенка с ЗРР, что составило 0 %.

Низкий уровень показали 7 детей (70 %). Во время обследования мы отметили наличие простых фраз из 2-3 слов. Дети использовали простые конструкции предложений. Их высказывания были на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий.

Отмечается ограниченность словаря действий и признаков. Грамматический строй речи не сформирован. Наблюдались смешение падежных форм, пропуск предлогов.

Звукопроизношение значительно отстает от нормы; многочисленные искажения, замены и смешения звуков; нарушено произношения мягких и твердых, звонких и глухих, шипящих, свистящих.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова. Дети сокращали количество слогов. Наблюдалась перестановка слогов и звуков, сокращение звуков при стечении гласных.

Дети в основном не проявляли активности и инициативности при общении. Отсутствовал интерес к заданию, речь интонационно невыразительна.

Уровень ниже низкого показало 3 ребенка (30%). Эти дети с ЗРР отсутствие фразовой речи. Дети пользовались жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами.

Вы доверяете врачам и их назначениям?
Да
17.03%
Нет
14.24%
Доверяю, но проверяю все лекарства на отзывы в интернете от людей которые уже опробовали и только тогда начинаю принимать.
52.32%
Да, но только назначениям и врачам из платных клиник.
16.41%
Проголосовало: 323

Понимание речи носило ситуативный характер. Отмечалось отсутствие понимания значений грамматических изменений слов, значений предлогов. Словарный запас резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены.

Резко искажено звуковое оформление лепетных слов; неустойчивая артикуляция; низкая возможность слухового распознавания звуков.

Слоговая структура слова грубо нарушена, сокращение слогов от 2-3 до 1-2. Отмечается ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Дети произносили только гласные и звуки раннего онтогенеза, фонематический слух грубо не нарушен, задания по звуковому анализу ребенку не понятны.

У детей проявляется отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения.

Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1 Уровень развития речи у детей четвертого года жизни с ЗРР и нормой речи

Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень развития речи детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития явно отстает от развития речи детей с нормальным речевым развитием. Констатирующий этап исследования показал, что детей с ЗРР необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы речь ребенка четвертого года жизни.

Так как мы предполагаем, что использование в работе по развитию речи с детьми четвертого года жизни малых фольклорных форм повышает эффективность коррекции ЗРР, то прежде чем провести формирующий этап исследования нами была проведена беседа с родителями и воспитателями исследуемой группы. Нас интересовало, используются ли малые формы фольклора в работе с детьми в детском саду и дома, с какой целью и какие. Было опрошено двадцать родителей и два педагога. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми младшего дошкольного возраста малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни, кроме «Баю — баюшки-баю, не ложися на краю…» и то не до конца. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, родители называли лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока — белобока…».

Изучение календарных планов воспитателей и беседа с ними показали, что они стараются использовать эти жанры немного шире. Организуя подвижные и другие игры, применяют различные считалки; на занятиях различного цикла — загадки с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса; для организации детей — пальчиковые игры, игры — забавы. Но также считают, что колыбельные песни, потешки, прибаутки используются только в раннем возрасте, а в работе со младшими дошкольниками это уже ни к чему. Говоря о значении малых форм фольклора для развития речи, называют только скороговорки.

Таким образом, мы выяснили, что работа по использованию малых форм фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.

Исходя из результатов констатирующего этапа исследования нами был проведен формирующий этап.

Звукопроизношение значительно отстает от нормы; многочисленные искажения, замены и смешения звуков; нарушено произношения мягких и твердых, звонких и глухих, шипящих, свистящих.

Задержка речевого развития у ребенка — это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.
Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу задержки речевого развития речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.
Причины задержки речевого развития у детей:

  • Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами
  • Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически)
  • Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни)
  • Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.

Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000–1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).
Задержка речи после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на речевые способности, но и на способность читать, писать, даже думать. Т.е. идет задержка развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений
Характерные проблемы развития речи дошкольников:
1. Односложная речь, которая состоит только из простых предложений (еще ее называют «ситуативная» речь). Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.
2. Скудость речи. Маленький словарный запас.
3. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора), применение нелитературных выражений и слов.
4. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.
5. Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст своими словами.
6. Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.
7. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и и т. д.
8. Нехорошая дикция.

Ставя проблему, плохое развитие речи у дошкольников большинство родителей возлагают надежды в ее разрешение на детсад. Считают, что плановые занятия придут на помощь малышу в столь нелегком труде. Достаточно часто эти надежды не оправдываются: во многих детсадах развитию речи не уделяется нужное внимание. Но если вам посчастливилось с садиком, и речи на уроках отведено достаточно времени, все же необходимо проследить: нормально ли у ребенка развивается словарный запас, дикция, умение применять интонацию, развернутые ответы, включающие доказательства, строить диалог. Если же нет – доведется подумать, как сделать разнообразной развитие речи у дошкольников.
Давайте рассмотрим, какими упражнениями можем заниматься мы сами. Для этого нужно владеть информацией об этапах развития речи дошкольника.
Нормальное развитие речи у дошкольников происходит с помощью комплекса упражнений:
Упражнение для развития речи дошкольников: «Разговор по картинке»
Данное упражнение для развития речи дошкольников подойдет для деток от трех до шести лет и направлено на формирование связной речи. Для последовательной беседы подойдет всякая желательно сюжетная, красивая картинка. Лучше всего упражнение выполнять, когда читаете книжки, собираете паззл или любой другой интересной игрой, чтобы у крохи не возникало чувства «нудного урока». Ваша задача заключается увлечь ребенка простой игрой «вопрос-ответ». Задайте разнообразные вопросы с применением полного «ассортимента» вопросительных слов: Когда? Почему? Зачем? и др. Чтобы ребенок начал говорить, употребляйте вступительные фразы («А ты думаешь ?», «А тебе встречалось такое…») либо предположения («А вот если …», «Может здесь хотели сказать. «, «А ты как бы поступил…»). Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему выстроить предложение, покажите, о чем и как рассказать.
Упражнение для развития речи дошкольников: «Маленький — большой «
Выполняя это упражнение с ребенком старше двух лет до пяти, используйте любимую книжку с картинками, а лучше его игрушки. Рассмотрите с малышом иллюстрации, и попросите назвать, что он увидел. К примеру:
— Посмотри, а кто это на картинке?
— Кошка и котята.
— А какая кошка?
— Большая.
— Да, кошка больше чем ее маленькие котята. Кошка высокая, а котята ниже ее ростом.
— А как ты думаешь котята когда вырастут тоже будут большие?
И так далее.
В наши дни есть в продаже специальные книжки и игры, которые направлены на развитие данной стороны речи. В них собранны задания и тексты, которые научат ребенка найти близкие слова по смыслу, запомнить значения слов.
Чтение потешек и пение колыбельных.
Начиная с момента рождения, читайте крохе потешки, сказки, пойте колыбельные песни каждый день. Весьма полезно читать перед сном. Читая, проследите, чтобы произношение было ясным и четким, эмоционально правильно окрашенным.
Потешки и колыбельные обогащают словарный запас детей за счет, содержания сведений об окружающим мире и предметах, они учат детей создавать однокоренные слова (к примеру, «котенька», «котя», «коток»), а благодаря позитивной эмоциональной окраске освоение более успешно.
Упражнение для развития речи дошкольников: Журналист.
Этим упражнением можно заниматься с детьми старше 4 лет. Сделайте ребенку предложение взять интервью, как журналисту. Вы будете известным актером или спортсменом, а малыш подготовит статью о Вас. Список задаваемых вопросов и развернутых ответов готовьте вместе! Вы не просто весело проведете время с ребенком, но и будете развивать диалоговую речь малыша.
Упражнение для развития речи дошкольников: Загадка.
Игра подходит детям трех-семи лет. Разгадывание загадок многосторонне развивает речь. В загадках даются более яркие признаки явлений и предметов, которые имеют сжатую форму. Угадывание загадок развивает у детей способность анализировать, обобщать, делать выводы и уметь выделять типичные признаки предмета. Отдельные загадки обогатят словарь детей из-за многозначности слов. И, безусловно, учат образно мыслить.
Упражнение для развития речи дошкольников: «Что это значит?» (возраст детей старше пяти лет)
Эмоциональная окраска и интонация речи имеют важное значение, потому, что собственно по тону, мы нередко узнаем о настроении говорящего и значение того, что он нам доносит. Чтобы представить детям насколько важна данная сторона речи нужно использовать фразеологизмы русского языка и народные пословицы и поговорки. Точно и лаконично выявлены во фразеологизмах народных сказок не только мысли и идеи, но и их эмоциональная окраска (поощрение, осуждение, радость, ласка, грусть, злость и т. д.). рассказывайте ребенку ряд пословиц или фразеологизмов. Подумайте что бы они смогли значить.
К примеру, что означает «бить баклуши», «задать головомойку»,»повесить нос». Ознакомление с фразеологизмами улучшает фантазию и развивает мышление.
Скороговорки и поговорки.
Произносить скороговорки и поговорки – полезно для детей разного возраста, даже если дикция ребенка на первый взгляд в норме. У дошкольников еще довольно плохо работает и скоординирован речевой аппарат. Встречаются дети, которые выговаривая слова, спешат, заглатывают окончания, а иные, напротив, медленно говорят и слишком затягивают слова. Необходимо запомнить — дикция формируется при помощи особых занятий, ведь никто не владеет безупречным произношением от природы. Поэтому употребляйте добрые и старые скороговорки, и речь вашего малыша станет значительно лучше.
Диагностика и лечение задержки развития речи у детей
задержка речевого развития у ребенка происходит в тот период, когда речь должна быть уже развита, то есть в три — четыре года, чаще всего такой диагноз ставится в тот период, когда упущено время для наверстывания и коррекции этого состояния. Поэтому родителям не стоит ждать, когда ребенок сам заговорит, внимание к становлению речи надо уделять уже с самого раннего возраста, особенно если для этого есть ряд показаний (проблемы внутриутробного развития плода, тяжелое течение родов, неврологические показания).
Диагноз задержка речевого развития у ребенка ставится только на основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога, невропатолога, логопеда.
Прежде чем назначать лечение в такой ситуации выясняется причина, по которой произошла задержка развития.
Если проблема психологическая (недостаток внимания взрослых, отсутствие потребности в разговоре) то лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция речи. Родители должны уделять максимум внимания и вносить эмоциональный аспект в отношения с ребенком. Также должны проводиться занятия с логопедами и логопедами-дефектологами.
Если проблема неврологического характера, и задержка развития речи происходит в результате мозговых дисфункций, лечение назначает врач-невропатолог. Назначаются лекарственные препараты ноотропного действия
Также задержка речевого развития неврологического характера лечится методом транскраниальной микрополяризации. Участки головного мозга, отвечающие за развитие речи, подвергают воздействию постоянного электрического тока слабой силы (в 10 раз меньше чем при электрофорезе), это активизирует деятельность этих участков, нормализует развитие речи, а также нормализует развитие познавательных процессов (памяти и внимания).
Если у ребенка задержка развития речи вследствие нарушения слуха (глухота), то ребенка определяют в специализированный детский сад.

  • Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами
  • Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически)
  • Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни)
  • Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан на основе адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом диагноза воспитанника по результатам медицинского заключения и заключения ПМПК. В разработке ИОМ участвовали все специалисты ДОУ и воспитатели группы. В разработанном материале приведена поквартальная система работы педагогов, участвующих в реализации маршрута, а также предполагаемые результаты коррекционно-развивающей работы и контрольно-измерительные материалы.

Читайте также:  Какой купить тест если задержка 7 дней

Маршрут разработан в соответствии с диагнозом ребенка, который не пишется в его индивидуальном образовательном маршруте.

  • основной: Неврозоподобный синдром, задержка развития речи, резидуальные явления ЦНС (по результатам медицинского заключения)
  • сопутствующий: Задержка психического развития (по заключению ПМПК)

Характеристика проблем ребенка.

Согласно заключению ПМПК и диагностическим данным специалистов ДОУ у воспитанника встречаются следующие затруднения:

Психологическая диагностика показала, что отсутствует мотивация к познавательной деятельности:

  • темп выполнения заданий очень низкий;
  • нуждается в постоянной помощи взрослого;
  • низкий уровень развития познавательных процессов:
  • восприятия (цвет, форма, величина);
  • внимания (устойчивость, концентрация, переключение, объем);
  • мышления (обобщение, классификация, аналогия, анализ-синтез);
  • памяти (зрительная, слуховая);
  • низкий уровень развития речи (номинативная, семантическая, коммуникативная).

Логопедическое обследование дало следующий результат:

  • Нарушения речи носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта,

Педагогическая диагностика показала, что у ребенка

  • Низкий уровень познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития и средний уровень физического развития.

Цель и задачи индивидуального образовательного маршрута

на основе данных психолого-педагогической диагностики

Цель освоение адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП) на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей воспитанника.

Задачи деятельности ДОУ, реализующей индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) в группе комбинированной направленности:

  • развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
  • формирование предпосылок учебной деятельности;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для ребенка с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;
  • формирование общей культуры.
Читайте также:  Из за астмы не прикрепилось плодное яйцо

Система коррекционной работы педагога-психолога

по реализации задач АОП ДО обучающегося ____________________

Система коррекционной работы педагога-психолога

Оказание ранней помощи детям с ЗРР должно начинать­ся не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным интенсивное развитие их речи в раннем возрасте. Посколь­ку общение со взрослым необходимо для полноценного пси­хического развития ребенка раннего возраста, дети данной категории нуждаются прежде всего в целенаправленно орга­низуемой коммуникативной деятельности со взрослыми, по­степенно становясь активными участниками речевого обще­ния.

При создании коррекционной программы обучения мы опирались на выявленные в исследованиях У.В. Ульенковой научные и организационные принципы психолого-пе­дагогической деятельности с детьми с задержкой психичес­кого развития в условиях специальных групп [27].

Включение родителей в коррекционный процесс явля­ется обязательным условием организации специальной по­мощи детям.

Программа включает 25 индивидуально-подгрупповых за­нятий с детьми, 9 из которых проводились совместно с родителями, и реализовывается в три этапа.

I этап коррекционной работы включает 2 серии занятий (по 3 занятия в каждой) и направлен на создание у детей с ЗРР положительной мотивации к процессу общения со взрослым. С этой целью, во-первых, все занятия проводятся в мак­симально привлекательной и доступной форме — форме те­атрализованного представления; во-вторых, в процесс взаи­модействия взрослого и ребенка включается дополнительный коммуникант (театральная кукла), с помощью которого и налаживаются первоначальные контакты между взрослыми и детьми.

На данном этапе родители включаются в коррекционный процесс опосредованно: организационная встреча и ряд ин­дивидуальных бесед с психологом по результатам психоло­гической диагностики ребенка.

Первая серия направлена на формирование у детей поло­жительной мотивации обращения к взрослому в процессе создания различных коммуникативных ситуаций, требую­щих от детей оказания помощи взрослому или кукле.

Вторая серия подчинена формированию у детей потреб­ности в обращении к взрослому. Для этого в занятия вклю­чены задания на основе знакомых детям настольных игр, но со специальным классом задач, которые требуют обра­щения за помощью к взрослому.

Кроме того, на данном этапе ставятся и реализуются за­дачи по коррекции нарушенных функций у детей, выяв­ленных в процессе психолого-педагогической диагностики: построение общения с детьми 2-3 лет на основе специально подобранных заданий по развитию мелкой моторики и вос­приятия. Материал для обучения постепенно усложняется.

На данном этапе в коррекционную работу с детьми вклю­чаются родители (совместные занятия для детей и родите­лей), перед ними ставятся задачи понять и принять требо­вания к организации взаимодействия с ребенком в процес­се общения. Наряду с коррекционно-развивающими занятиями организуются индивидуальные и подгрупповые консультации, оформляется стенд информации психолога в группе и т.п.

III этап коррекционной работы связан с формированием у детей с ЗРР активности и инициативности в процессе обще­ния с близким и незнакомым взрослым. Он включает серию обучающих подгрупповых (8) и индивидуальных занятий для детей и их родителей и предполагает моделирование таких практических ситуаций, в которых взрослый демонстрирует свою «неуспешность» и необходимость обращения за помощью к ребенку. Наиболее эффективно решение этой задачи на ос­нове продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации).

На данном этапе реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоциональ­но-личностных, но и ых и деловых контактов, а так­же оказанию адекватных способов помощи своим детям и достижению совместного результата практической деятель­ности на основе общения. На данном этапе детям и родите­лям предлагаются такие задания, которые требуют от них проявления определенного уровня субъективной и речевой активности, а также развития коммуникативных навыков.

Учитывая, что первые месяцы посещения дошкольного учреждения являются для ребенка адаптационным перио­дом, психологическое изучение детей начинается с конца октября — начала ноября. К коррекционным занятиям при­ступают в декабре, когда у многих детей заканчивается адаптационный период, а также выработались определен­ные навыки присутствия на подгрупповом занятии. (Ка­лендарный план занятий см. в Приложении 2.)

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

На данном этапе в коррекционную работу с детьми вклю­чаются родители (совместные занятия для детей и родите­лей), перед ними ставятся задачи понять и принять требо­вания к организации взаимодействия с ребенком в процес­се общения. Наряду с коррекционно-развивающими занятиями организуются индивидуальные и подгрупповые консультации, оформляется стенд информации психолога в группе и т.п.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Предметно-практическая деятельность ребенка, как основа преодоления задержки речевого развития у детей 2-4 лет»

ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – одна из актуальных проблем современной логопедии.

С каждым годом растет процент детей с нарушениями в развитии речи. На эту проблему влияют различные факторы: неблагоприятные условия труда родителей, условия окружающей среды, пренатальное и постнатальное развитие, качество медико-санитарной помощи. Примерно 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, из них около 70% имеют перинатальную патологию. По данным бюро медицинской статистики Пермского края количество новорожденных с 1 группой здоровья снизилось до 1%. Не является исключением и наша территория. Город Чайковский стабильно сохраняется большое число детей, родившихся с перинатальным поражением центральной нервной системы Развитие речи ребенка имеет огромное значение в его дальнейшем становлении, так как именно речь помогает в познании окружающего мира. Ознакомление с окружающим и установление правильных отношений с другими детьми и взрослыми дети начинают осуществлять посредством слова. В последнее время возрос интерес специалистов к проблеме ранней диагностики детей с нарушениями в развитии. Вопросами выявления отклонений в развитии детей раннего возраста занимаются специалисты из различных областей: Гаркуша Ю.Ф., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. и д.р. Выявление речевой патологии в раннем возрасте затруднено. Особое внимание должно быть обращено на помощь детям в возрасте 1-3 лет, которая должна оказываться преимущественно в условиях семьи. Для предупреждения тяжелых форм общего недоразвития речи в дошкольном возрасте важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременно оказанная им медико-педагогическая помощь. К группе риска относятся дети первых трех лет жизни, у которых имеется предрасположенность к проявлению нарушений речевого развития. Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.

Анализ публикаций в средствах массовой информации о состоянии здоровья дошкольника, а также коррекционного-педагогическая литература показывает, что число детей с речевыми расстройствами растет. Большую помощь внесли в работу логопедов практиков методики разработанные О.Е. Громовой, Г.В. Чиркиной, Т.А. Датешидзе, Н.В. Нищевой. Предлагаемые система коррекционной работы стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

. При этом стоит отметить, что степень нарушения речи поступающих к нам в детский сад различна: от недостатков произношения отдельных звуков на фоне фразовой речи, до полного ее отсутствия. Количество таких детей тоже растет с каждым годом. По результатам педагогического обследования большая часть детей имеет речевое развитие ниже нормы.

В связи с этим, на первый план выходит задача не только преодоления и коррекции речевых нарушений, но и их профилактика, то есть раннее предупреждение.

Наряду с компенсирующими группами для детей с нарушениями речи среднего, старшего и подготовительного возраста в детском саду комплектуется группа ранней диагностики и коррекции речи для детей раннего возраста. Особенностью логопедической работы с детьми данной категории является ее развивающая направленность.

Все дети поступают в данную группу по направлению врача-невропатолога городской детской поликлиники и имеют диагноз – задержка речевого развития. Задержка речевого развития это нарушение темпа развития речи. Детям с ЗРР свойственны специфические особенности связанные:

— с длительным «застреванием» на стадии «лепетных» слов;

неумение назвать однородные предметы одним словом;

поздним появлением «опорных слов»;

стойким эхолалическим повторением за взрослым, без умения самостоятельно использовать новое слово в общении;

копированием вопросительной интонации взрослого вместо ответа на вопрос.

В рамках Опытно-педагогической площадки нами наработан опыт и материал по комплексному сопровождению детей данной категории, разработана модель взаимодействия специалистов ДОУ, создана соответствующая развивающая среда. Программа для детей раннего возраста «Коррекционно – развивающее воспитание детей раннего возраста с задержкой речевого развития».

Читайте также:  Остеохондроз снятие болевого синдрома - в домашних условиях, проявления, симптомы и лечение, у взрослых

Цель : помочь детям раннего возраста с задержкой в речевом развитии приблизиться, а некоторым достичь возрастной нормы речевого развития

В соответствии с поставленной целью, были определены основные направления логопедической работы. В первый год обучения более значимыми являются развитие понимания речи окружающих и формирование активного словаря ребенка. Во второй год обучения уделяю внимание звуковой и грамматической сторонам речи. Мною разработан перспективный план работы с детьми раннего возраста 2-3 года (1ая младшая группа):

а) тематическое планирование логопедических игр по лексическим темам;

б) тематическое планирование по развитию импрессивной стороны речи;

в) тематическое планирование по развитию экспрессивной стороны речи;

г) тематическое планирование по развитию мелкой моторики;

д) тематическое планирование по развитию артикуляционной моторики.

и 3-4 года (2ая младшая группа):

а) тематическое планирование по развитию просодической стороны речи, воспитанию общих речевых навыков;

б) тематическое планирование по развитию импрессивной стороны речи;

в) тематическое планирование по развитию экспрессивной стороны речи;

г) тематическое планирование по формированию грамматического строя речи;

д) тематическое планирование по развитию речевого общения, связной речи. .Учитывая особенности развития детей, основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. У детей 2-х лет занятие длится от 3 до 5минут и в конце учебного года 10 минут, а у детей 3-4 лет продолжительность занятия 15 минут. Каждое занятие содержит 2-3 задания или игры продолжительностью 4-5 минут. . Включаются задания на развитие артикуляционной и мелкой моторики, активного и пассивного словаря, элементы грамматического строя речи, работа над фразой. Для лучшего усвоения знаний и умений ребенка утром и вечером провожу индивидуальную работу с каждым воспитанником.

Речевое развитие детей в раннем возрасте

Возникновению у ребенка речи предшествует подготовительный период, первый этап которого длится от рождения до 1,5-2 месяцев, характеризуется младенческим криком и звуками.

Второй этап продолжается с 2-х до 5-6 месяцев, изменяется крик, появляется гуление и смех.

Третий этап, длящийся с 5-6 месяцев до 9-10 месяцев, характеризуется появлением лепета.

Четвертый этап охватывает перод с 10 месяцев до 1 года и характеризуется появлением лепетных слов.

Пятый этап период раннего речевого развития, длящийся от 1года до 3 лет, характеризуется становлением активной речи. Характерной особенностью звукопроизношения является неустойчивое произношение большинства звуков:

Один и тот же ребенок в одном слове произносит звук правильно, а в другом его пропускает, в третьем заменяет другим звуком.

На основе подражания растет активный словарь (если дети в год говорили 15-20 слов, к концу второго года их словарь достигает 200-400 слов). Постепенно изменяется удельный вес речевых реакций.

! год-1год 3месяца. Преобладает лепет: малыш произносит вслед за взрослым отдельные слоги и односложные слова.

1 год-1год 6 месяцев. Увеличивается количество слов, произносимых облегчено, лепет резко сокращается.

1год-1год 9месяцев. Увеличивается количество слов, произносимых правильно, появляются двусложные слова.

1год8месяцев . Появляются двусложные слова, состоящие из разных слогов, которые малыш уже способен произносить.

1год 9 месяцев. Малыш произносит два слога из трехсложного слова («синя» — машина).

1год 10месяцев-2года . Появляются слова-предложения, затем появляется фраза, которая может вопросительной, восклицательной, но вопросительных слов еще нет, вопрос выражается интонационно.

Понимание резко опережает активную сторону речи. Если у ребенка первого года жизни ведущей формой жизни является эмоционально- положительное общение со взрослыми, то у ребенка второго года жизни ведущей формой деятельности, стимулирующей его речевое развитие, является предметно-действенное общение со взрослыми .Если же этого изменения в характере общения взрослого с ребенком не происходит, то может произойти отставание в развитии речи.

К трем годам словарь ребенка достигает 1000-1200 слов. Существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. Однако, в целом, речь большинства детей все еще характеризуется общей смягченностью, недостаточно отчетливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произнесения звуков более простыми. Это объясняется неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти Темпы овладения детьми речью неодинаковы.

Овладение речью – это сложный, многосторонний процесс. И появление, и развитие речи зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, зрение, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития .Путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: фонемы, тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Обзор методик логопедической работы с детьми раннего возраста

Теория и методика развития речи малышей за последние десятилетия значительно обогатилась благодаря исследованиям М.И.Лисиной, И.М.Коноваленко, В.В.Гербовой, Л.И.Павловой и других.

В помощь логопедам – практикам О.Е.Громовой была разработана методика формирования начального детского лексикона, где она впервые представила целостную систему стимулирующего логопедического воздействия на детей раннего возраста: организационные требования к проведению занятий, анкету для определения актуального уровня речевого развития, методику наблюдения за развитием речи детей и подробные сценарии развивающих и диагностических занятий, к данной методике разработан специальный стимульный материал.

Разработанная методика Г.В.Чиркиной обобщила большой опыт практического изучения и теоретического анализа выявленных у детей раннего возраста отклонений в развитии речи.

Ежегодно провожу обследование речи детей раннего возраста по следующим направлениям:

Изучение импрессивной стороны речи.

Изучение экспрессивной стороны речи.

За основу беру методические рекомендации Ю.Ф. Гаркуши.

При анализе полученных данных использую 4-х бальную оценку:

3 балла – все задания выполнены в полном объеме;

2 балла – ошибка, частичное выполнение задания;

1 балл – не справился с большей частью заданий;

0 баллов – отказ от выполнения задания (Импрессивная сторона речи).

3 балла – уровень развития речевых навыков детей соответствует норме;

2 балла – недостаточный уровень развития речевых возможностей детей;

1 балл – самостоятельная речь детей отсутствует;

0 баллов – отказ от выполнения задания.(Экспрессивная сторона речи).

Основные направления коррекционной логопедической работы включают :

развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков;

формирование и совершенствование лексического состава языка;

развитие импрессивной речи;

развитие экспрессивной речи;

формирование грамматического строя речи.

В логопедической работе с детьми раннего возраста задержкой речевого развития решаем следующие задачи:

развиваем речевое внимание, понимание речи окружающих, вызываем потребность в вербальном высказывании;

формируем лексико-грамматические средства речи и диалогическую форму общения;

привлекаем внимание детей к звуко-слоговой структуре слова;

закрепляем и совершенствуем вербальные средства общения детей в процессе разнообразных видов детской деятельности.

Логопедическую работу с детьми с задержкой речевого развития осуществляю с учетом следующих принципов:

принцип максимальной личной направленности коррекционного воздействия в процессе воспитания детей;

принцип приоритетной ориентации на нормально развивающиеся функции детей;

принцип формирования, развития и совершенствования соответствующих возрасту детей форм общения;

принцип поэтапного развития речи и других психических функций;

принцип предметно- практической направленности процесса воспитания.

. Использую приемы активизации речи:

использование сюрпризных моментов;

озвучивание предметов и игрушек;

создание ситуации исчезновения;

привлечение игрушечного героя.

Свои занятия выстраиваю с опорой на личностно – ориентированную модель воспитания и обучения детей дошкольного возраста, заключающуюся в учете возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, субъект – субъектных отношений. Постоянно изучаю и хорошо знаю индивидуальные особенности детей (характер, темперамент, привычки), привлекаю каждого воспитанника к посильной для него деятельности, развиваю детскую самостоятельность и инициативу.

Используя технологию проблемного обучения, не преподношу детям знания и истины в готовом виде, а учу их видеть и совместно решать новые проблемы, открывать новые знания. Деятельность детей в данном случае приобретает поисково – исследовательский характер. Этому способствует создание проблемных ситуаций, побуждающих детей самостоятельно находить разные варианты ответов на поставленные вопросы, делать предварительные выводы.

В процессе обучения детей пользуюсь средствами ИКТ:

— использую аудиозаписи (голоса домашних и диких животных, различных шумов)

— использую мультимедийный проектор;

Союзниками в работе выступают воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, родители ребенка.

Результатом работы является:

дети получают некий «толчок» в развитии речи, который позволяет приблизиться к возрастной норме, а большинству детей, достичь ее. Они не только учатся правильно произносить звуки речи, понимать речь других, но и общаться со сверстниками и взрослыми, начинают значение общения.

родители детей понимают, принимают и оценивают проблему своего ребенка, совместно с педагогами стараются над ней работать.

копированием вопросительной интонации взрослого вместо ответа на вопрос.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Теоритическая помощь в медицине